Сенситивные периоды развития Сенситивные периоды развития
Новорождённый иконка

Сенситивные периоды развития

    Содержание:

  1. Сенситивные периоды развития — что это
  2. Сенситивные периоды возрастного развития по Выготскому
  3. В чем важность сензитивных периодов развития ребенка
  4. Сенситивный период восприятия порядка
  5. Сенситивный период развития речи
  6. Сенситивный период для сенсорного развития
  7. Сензитивный период развития двигательной сферы
  8. Период развития самостоятельности

Детские специалисты, когда они работают с детьми разных возрастных групп, опираются в своих оценках на определенные данные — возрастные нормы, выявленные путем многолетних исследований среди большой популяции относительно здоровых детей. Одними из важнейших показателей являются сенситивные периоды развития.

Сенситивные периоды развития – что это

Это особые промежутки времени, в период которых развиваются определенные психические процессы, формируются социальные изменения, определяющие развитие ребенка и формирующие его сознание, отношение к жизни, социализацию и черты характера, поведение. Зачем родителям, врачам и педагогам нужно знать эти сенситивные периоды развития и какую роль они могут играть?

Сенситивные периоды развития — что это

Нередко родители отмечают: дети, которые еще пару месяцев назад не интересовались карточками и книгами, буквами и цифрами, вдруг начинают проявлять к ним активный, живой интерес. Они жалуются окружающим, что малыш молчит или говорит всего несколько слов, а буквально через месяц на них обрушивается поток предложений, фраз и вопросов. Почему примерно к году дети начинают ходить и изучать окружающий мир в новой плоскости? Все дело в сенситивном (сензитивном) возрасте для развития ребенка.

Согласно определению, сенситивные периоды развития ребенка — это время максимальной восприимчивости к определенным воздействиям. В течение данных периодов малыш уделяет особенно пристальное внимание, буквально фиксируется на определенных, конкретных линиях развития и окружающих событиях, а менее значимые, несущественные для него моменты в данное время практически игнорируются.

Впервые сенситивные периоды развития способностей активно стали изучать Мария Монтессори и Л. С. Выготский, определяя закономерности развития детей в том или ином возрастном периоде. Не менее важно знать особенности сенситивного возраста своих детей и родителям, чтобы максимально эффективно использовать это для развития всех способностей.

Стоит сразу же подчеркнуть, возрастные нормы разрабатывались на основе данных биологического развития детей с учетом индивидуальных отклонений. Поэтому каждый ребенок может учиться новому немного раньше или позже сверстников, но в целом разрыв не должен превышать 2–3 месяцев от среднестатистических норм. Если в определенном сенситивном возрасте малыш не выполняет основные линии развития, стоит проконсультироваться со специалистом.

Сенситивные периоды возрастного развития по Выготскому

По мнению Л. С. Выготского, сенситивные периоды развития качеств и навыков детей крайне важны в их жизни. Это своего рода «чувствительные окошки», которые открыты и затем закрываются в строго определенные периоды детства. Правильное влияние на ребенка в эти периоды активно формирует все развитие в целом — физическое и нервно-психическое, провоцируя глубокие изменения в работе нервной системы, психики и всего организма. В другие периоды аналогичные воздействия будут давать нейтральное, а иногда и отрицательное влияние, тормозя правильное развитие ребенка.

Всегда важно учитывать сенситивный возраст малыша, планируя его развитие. Есть строго ограниченные по времени периоды, когда чувствительность и активность нервной системы повышены на определенные стимулы из внешней среды. Это серьезно влияет на процесс обучения и формирование тех или иных навыков.

Если знать сенситивные периоды развития тех или иных качеств, родители могут развивать гармоничную, цельную личность в согласии с природными закономерностями, без перегрузки нервной системы. Кстати, сенситивный период развития — это не только сугубо человеческая «фишка», он есть у практически всех животных.

К примеру, невозможно и бесполезно обучать хождению детей в полгода, когда у них не готовы скелет и мышцы. Не менее нагляден пример и детей-маугли, которых находят в лесах. Если они не имели опыта общения с людьми в раннем возрасте, до 6 лет, невозможно в дальнейшем обучение их человеческой речи и нормам поведения, установленным правилам. Это связано с тем, что их сенситивный возраст развития с «окнами возможностей» уже завершился.

В чем важность сензитивных периодов развития ребенка

Важно своевременное, полноценное и правильное прохождение всех сенситивных периодов раннего возраста и дошкольного детства. В период их прохождения важно знать определенные закономерности и нюансы.

  • На развитие малыша в сензитивном периоде любого возраста активно и непосредственно влияет взрослый человек. Он помогает ребенку проходить этапы за счет правильно выстроенного обучения с освоением новых навыков, создает для этого максимально благоприятные условия.

  • Дошкольный возраст — это один из самых главных этапов в развитии и обучении. А ранний возраст сенситивен для развития моторных навыков.

  • Все эти периоды непоследовательны, они не идут четко друг за другом и нестрого определены по датам. Зачастую бывает так, что несколько разных линий протекают на протяжении длительного времени в параллели.

Сенситивный период восприятия порядка

Ключевой сенситивный возраст для развития навыков порядка — это от рождения до трех лет. Этот этап подробно описан в работах М. Монтессори. Своего пика формирование данных навыков достигает к возрасту 2–3 лет, и у ребенка можно сформировать настолько органичное понятие порядка, которое будет восприниматься им как само собой разумеющееся.

Под порядком подразумевается соблюдение правил и норм, заданных границ и систем, на основе которых формируются основы последующего психоэмоционального развития. В этом возрасте ребенок активно познает системы — «нельзя и можно», «плохо и хорошо», «неправильно и правильно».

Кроме того, у него активно формируются основы режима и ритуалов, предсказуемого поведения и порядка, гигиены, чистоты. Благополучное прохождение этого периода раннего детства, сензитивного для развития надежности и стабильности, крайне важно в будущем. Внешний порядок в доме ребенка — это залог формирования внутреннего спокойствия в его поступках и мыслях уже во взрослой жизни.

Сенситивный период развития речи

Сенситивный период развития речи

Замечено, что раннее детство является сензитивным для развития речи.

С самого рождения и до возраста шести лет у ребенка активно развиваются речевые навыки, расширяется словарный запас, способности к устной и письменной речи. Согласно Л. С. Выготскому, выделяются сензитивные периоды развития речи по возрастам:

  • От 1,5 до 3 лет происходит пополнение словарного запаса. В это же время происходит развитие моторики.

  • От 3 до 4 лет чаще всего дети знакомятся с буквами, начинается этап осознанной речи.

  • В 4–5 лет возникает интерес к математическим занятиям, музыке, формируются полноценные понятия о форме, размерах и цветах, активно воспринимается письмо.

  • В возрасте 5–6 лет формируются чтение и письмо, развиваются социальные навыки и активный интерес к общению.

  • К 8–9 годам происходит повторный всплеск в способностях к языку с совершенствованием своей активной речи. Происходит развитие воображения с восприятием предметов культуры, эстетики.

Сегодня принято считать, что сензитивный период развития речи длится до 6-летнего возраста, и именно эти границы приняты за нормы по всему миру. Но важно понимать, что к трем годам дети уже должны уметь проговорить свои мысли вслух, иметь фразовую речь и способность к выражению собственных мыслей.

Сенситивный период для сенсорного развития

Отмечено, что период раннего детства относится к сензитивному периоду для познания мира через получение нового чувственного опыта. Малышей нужно активно подталкивать к познанию окружающего мира за счет задействования всех органов чувств — зрения, слуха, обоняния и осязания. Нужно давать возможность ребенку активно двигаться, манипулировать в равной степени обеими руками и пробовать на вкус, обнюхивать не только пищу, но и многие другие предметы. Полезно много слушать звуки природы, рассматривать окружающие предметы, образы и использовать в играх природные материалы, а не только магазинные игрушки и пособия.

Ребенку нужно позволять познавать мир во всем его разнообразии и естественности — гулять под дождем, лазить в лужи, запускать в ручьях кораблики, пачкаться в песке и земле, лазить на деревья, бегать босиком, ходить по траве.

Подобный опыт в раннем детстве является сензитивным для получения разнообразной информации от органов чувств, что стимулирует мышление и речь, расширяет базовый словарный запас и закладывает основу математического анализа и письменной речи.

При ограничении в познании мира через подобный опыт будут возникать неточности в связях между словами и предметами, в дальнейшем это грозит трудностями в формировании мышления и способности к обобщению.

Сензитивный период развития двигательной сферы

С года и примерно до 4 лет эксперты выделяют сенситивный возраст для развития координационных способностей. В отношении детей фраза «движение — это жизнь» справедлива на все 100%. Именно за счет двигательных актов в мозг поступают разнообразные сигналы, влияющие на сознание новых и созревание уже имеющихся межнейронных связей. Поэтому родителям нужно создавать условия для постоянного движения и активных игр, занятий ребенка.

Важно поддерживать малыша в его стремлении освоить новые движения и спортивные акты, расширить свое игровое пространство на улице и дома. Нужно учить детей катанию на велосипеде, хождению по подвесным брусьям, подтягиваниям и т. д. Важно играть с ребенком в подвижные игры ежедневно.

При ограничении активности страдает полноценное развитие, движение стимулирует умственные и речевые функции. Кроме того, малоподвижные дети в дальнейшем испытывают затруднения в школьном обучении.

Период развития самостоятельности

Период развития самостоятельности

Ранний возраст, с рождения и до 5 лет, сензитивен для развития самостоятельности, навыков самообслуживания и подражания взрослым с дальнейшим обучением полезным умениям. Дети растут и стараются активно проявлять инициативу, обучаются самостоятельности, подражая взрослым — родителям, бабушкам и дедушкам, старшим братьям и сестрам. К году малыш может самостоятельно держать чашку и пить из нее, к двум годам есть без помощи родителей, к трем — самостоятельно надевать элементы одежды без сложных застежек. Родители должны понимать важность развития самостоятельности и создавать условия для этого.

Важно не подавлять никаких инициатив у детей до пятилетнего возраста, в противном случае это не поможет в развитии в будущем качеств предприимчивости, самостоятельности и принятия нужных решений, осознанного выбора.

Если родители делают бóльшую часть самостоятельных действий за ребенка, они сознательно тормозят развитие у него моторных и зрительных функций, что грозит плохим почерком, трудностями письма и ошибками, а также проблемами с чтением.

Надеемся, эта статья была вам полезна. Чтобы получать подобные материалы, подпишитесь на нашу рассылку. Она будет снабжать вас полезной и актуальной информацией не только во время беременности, но и в первые, самые сложные месяцы материнства.

Источники:

  1. Выготский Л. С. Проблема возраста // Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т.; Т. 4. — М.: Педагогика, 1984.

  2. Монтессори М. Помоги мне это сделать самому // Составители М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов (сборник фрагментов из переведенных книг М. Монтессори и статей российских авторов о педагогике М. Монтессори). ИД «Карапуз». — М. — 2000.

  3. Титов Борис Александрович. Сенситивные периоды развития природных задатков детей, подростков и юношества // Теория и практика общественного развития. 2015. № 7.

  4. Штепа, Е. Г. Сензитивные периоды развития детей дошкольного возраста / Е. Г. Штепа. — Текст: непосредственный // Теория и практика образования в современном мире: материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2019 г.). — Санкт-Петербург: Свое издательство, 2019. — С. 19–21.

EmptyView

EmptyView

Loader Icon