- Сенситивные периоды развития — что это
- Сенситивные периоды возрастного развития по Выготскому
- В чем важность сензитивных периодов развития ребенка
- Сенситивный период восприятия порядка
- Сенситивный период развития речи
- Сенситивный период для сенсорного развития
- Сензитивный период развития двигательной сферы
- Период развития самостоятельности
Содержание:
Детские специалисты, когда они работают с детьми разных возрастных групп, опираются в своих оценках на определенные данные — возрастные нормы, выявленные путем многолетних исследований среди большой популяции относительно здоровых детей. Одними из важнейших показателей являются сенситивные периоды развития.
Это особые промежутки времени, в период которых развиваются определенные психические процессы, формируются социальные изменения, определяющие развитие ребенка и формирующие его сознание, отношение к жизни, социализацию и черты характера, поведение. Зачем родителям, врачам и педагогам нужно знать эти сенситивные периоды развития и какую роль они могут играть?
Сенситивные периоды развития — что это
Нередко родители отмечают: дети, которые еще пару месяцев назад не интересовались карточками и книгами, буквами и цифрами, вдруг начинают проявлять к ним активный, живой интерес. Они жалуются окружающим, что малыш молчит или говорит всего несколько слов, а буквально через месяц на них обрушивается поток предложений, фраз и вопросов. Почему примерно к году дети начинают ходить и изучать окружающий мир в новой плоскости? Все дело в сенситивном (сензитивном) возрасте для развития ребенка.
Согласно определению, сенситивные периоды развития ребенка — это время максимальной восприимчивости к определенным воздействиям. В течение данных периодов малыш уделяет особенно пристальное внимание, буквально фиксируется на определенных, конкретных линиях развития и окружающих событиях, а менее значимые, несущественные для него моменты в данное время практически игнорируются.
Впервые сенситивные периоды развития способностей активно стали изучать Мария Монтессори и Л. С. Выготский, определяя закономерности развития детей в том или ином возрастном периоде. Не менее важно знать особенности сенситивного возраста своих детей и родителям, чтобы максимально эффективно использовать это для развития всех способностей.
Стоит сразу же подчеркнуть, возрастные нормы разрабатывались на основе данных биологического развития детей с учетом индивидуальных отклонений. Поэтому каждый ребенок может учиться новому немного раньше или позже сверстников, но в целом разрыв не должен превышать 2–3 месяцев от среднестатистических норм. Если в определенном сенситивном возрасте малыш не выполняет основные линии развития, стоит проконсультироваться со специалистом.
Сенситивные периоды возрастного развития по Выготскому
По мнению Л. С. Выготского, сенситивные периоды развития качеств и навыков детей крайне важны в их жизни. Это своего рода «чувствительные окошки», которые открыты и затем закрываются в строго определенные периоды детства. Правильное влияние на ребенка в эти периоды активно формирует все развитие в целом — физическое и нервно-психическое, провоцируя глубокие изменения в работе нервной системы, психики и всего организма. В другие периоды аналогичные воздействия будут давать нейтральное, а иногда и отрицательное влияние, тормозя правильное развитие ребенка.
Всегда важно учитывать сенситивный возраст малыша, планируя его развитие. Есть строго ограниченные по времени периоды, когда чувствительность и активность нервной системы повышены на определенные стимулы из внешней среды. Это серьезно влияет на процесс обучения и формирование тех или иных навыков.
Если знать сенситивные периоды развития тех или иных качеств, родители могут развивать гармоничную, цельную личность в согласии с природными закономерностями, без перегрузки нервной системы. Кстати, сенситивный период развития — это не только сугубо человеческая «фишка», он есть у практически всех животных.
К примеру, невозможно и бесполезно обучать хождению детей в полгода, когда у них не готовы скелет и мышцы. Не менее нагляден пример и детей-маугли, которых находят в лесах. Если они не имели опыта общения с людьми в раннем возрасте, до 6 лет, невозможно в дальнейшем обучение их человеческой речи и нормам поведения, установленным правилам. Это связано с тем, что их сенситивный возраст развития с «окнами возможностей» уже завершился.
В чем важность сензитивных периодов развития ребенка
Важно своевременное, полноценное и правильное прохождение всех сенситивных периодов раннего возраста и дошкольного детства. В период их прохождения важно знать определенные закономерности и нюансы.
-
На развитие малыша в сензитивном периоде любого возраста активно и непосредственно влияет взрослый человек. Он помогает ребенку проходить этапы за счет правильно выстроенного обучения с освоением новых навыков, создает для этого максимально благоприятные условия.
-
Дошкольный возраст — это один из самых главных этапов в развитии и обучении. А ранний возраст сенситивен для развития моторных навыков.
-
Все эти периоды непоследовательны, они не идут четко друг за другом и нестрого определены по датам. Зачастую бывает так, что несколько разных линий протекают на протяжении длительного времени в параллели.
Сенситивный период восприятия порядка
Ключевой сенситивный возраст для развития навыков порядка — это от рождения до трех лет. Этот этап подробно описан в работах М. Монтессори. Своего пика формирование данных навыков достигает к возрасту 2–3 лет, и у ребенка можно сформировать настолько органичное понятие порядка, которое будет восприниматься им как само собой разумеющееся.
Под порядком подразумевается соблюдение правил и норм, заданных границ и систем, на основе которых формируются основы последующего психоэмоционального развития. В этом возрасте ребенок активно познает системы — «нельзя и можно», «плохо и хорошо», «неправильно и правильно».
Кроме того, у него активно формируются основы режима и ритуалов, предсказуемого поведения и порядка, гигиены, чистоты. Благополучное прохождение этого периода раннего детства, сензитивного для развития надежности и стабильности, крайне важно в будущем. Внешний порядок в доме ребенка — это залог формирования внутреннего спокойствия в его поступках и мыслях уже во взрослой жизни.
Сенситивный период развития речи
Замечено, что раннее детство является сензитивным для развития речи.
С самого рождения и до возраста шести лет у ребенка активно развиваются речевые навыки, расширяется словарный запас, способности к устной и письменной речи. Согласно Л. С. Выготскому, выделяются сензитивные периоды развития речи по возрастам:
-
От 1,5 до 3 лет происходит пополнение словарного запаса. В это же время происходит развитие моторики.
-
От 3 до 4 лет чаще всего дети знакомятся с буквами, начинается этап осознанной речи.
-
В 4–5 лет возникает интерес к математическим занятиям, музыке, формируются полноценные понятия о форме, размерах и цветах, активно воспринимается письмо.
-
В возрасте 5–6 лет формируются чтение и письмо, развиваются социальные навыки и активный интерес к общению.
-
К 8–9 годам происходит повторный всплеск в способностях к языку с совершенствованием своей активной речи. Происходит развитие воображения с восприятием предметов культуры, эстетики.
Сегодня принято считать, что сензитивный период развития речи длится до 6-летнего возраста, и именно эти границы приняты за нормы по всему миру. Но важно понимать, что к трем годам дети уже должны уметь проговорить свои мысли вслух, иметь фразовую речь и способность к выражению собственных мыслей.
Сенситивный период для сенсорного развития
Отмечено, что период раннего детства относится к сензитивному периоду для познания мира через получение нового чувственного опыта. Малышей нужно активно подталкивать к познанию окружающего мира за счет задействования всех органов чувств — зрения, слуха, обоняния и осязания. Нужно давать возможность ребенку активно двигаться, манипулировать в равной степени обеими руками и пробовать на вкус, обнюхивать не только пищу, но и многие другие предметы. Полезно много слушать звуки природы, рассматривать окружающие предметы, образы и использовать в играх природные материалы, а не только магазинные игрушки и пособия.
Ребенку нужно позволять познавать мир во всем его разнообразии и естественности — гулять под дождем, лазить в лужи, запускать в ручьях кораблики, пачкаться в песке и земле, лазить на деревья, бегать босиком, ходить по траве.
Подобный опыт в раннем детстве является сензитивным для получения разнообразной информации от органов чувств, что стимулирует мышление и речь, расширяет базовый словарный запас и закладывает основу математического анализа и письменной речи.
При ограничении в познании мира через подобный опыт будут возникать неточности в связях между словами и предметами, в дальнейшем это грозит трудностями в формировании мышления и способности к обобщению.
Сензитивный период развития двигательной сферы
С года и примерно до 4 лет эксперты выделяют сенситивный возраст для развития координационных способностей. В отношении детей фраза «движение — это жизнь» справедлива на все 100%. Именно за счет двигательных актов в мозг поступают разнообразные сигналы, влияющие на сознание новых и созревание уже имеющихся межнейронных связей. Поэтому родителям нужно создавать условия для постоянного движения и активных игр, занятий ребенка.
Важно поддерживать малыша в его стремлении освоить новые движения и спортивные акты, расширить свое игровое пространство на улице и дома. Нужно учить детей катанию на велосипеде, хождению по подвесным брусьям, подтягиваниям и т. д. Важно играть с ребенком в подвижные игры ежедневно.
При ограничении активности страдает полноценное развитие, движение стимулирует умственные и речевые функции. Кроме того, малоподвижные дети в дальнейшем испытывают затруднения в школьном обучении.
Период развития самостоятельности
Ранний возраст, с рождения и до 5 лет, сензитивен для развития самостоятельности, навыков самообслуживания и подражания взрослым с дальнейшим обучением полезным умениям. Дети растут и стараются активно проявлять инициативу, обучаются самостоятельности, подражая взрослым — родителям, бабушкам и дедушкам, старшим братьям и сестрам. К году малыш может самостоятельно держать чашку и пить из нее, к двум годам есть без помощи родителей, к трем — самостоятельно надевать элементы одежды без сложных застежек. Родители должны понимать важность развития самостоятельности и создавать условия для этого.
Важно не подавлять никаких инициатив у детей до пятилетнего возраста, в противном случае это не поможет в развитии в будущем качеств предприимчивости, самостоятельности и принятия нужных решений, осознанного выбора.
Если родители делают бóльшую часть самостоятельных действий за ребенка, они сознательно тормозят развитие у него моторных и зрительных функций, что грозит плохим почерком, трудностями письма и ошибками, а также проблемами с чтением.