Умственная отсталость у детей Умственная отсталость у детей
Новорождённый иконка

Умственная отсталость у детей

    Содержание:

  1. Что такое умственная отсталость?
  2. Причины умственной отсталости у детей
  3. Стадии умственной отсталости
  4. Диагностика умственной отсталости
  5. Помощь детям с ментальными нарушениями
  6. Прогноз

К большому сожалению, психические расстройства в детском возрасте встречаются не так редко. Сейчас в обществе много обсуждают проблемы детей и взрослых с расстройством аутистического спектра: повышают осведомленность специалистов и родителей об этом состоянии. При этом отодвигается на второй план не менее серьезный диагноз — «умственная отсталость». Долгое время о ментальных расстройствах у детей было не принято говорить.

Что такое умственная отсталость?

Сейчас, когда научные знания об этих состояниях заметно пополнились, когда все больше появляется методик по коррекции нарушений, необходимо своевременно устанавливать диагноз и помогать таким детям. В нашей статье мы расскажем о том, что такое умственная отсталость у детей, какой она бывает, что приводит к психическим расстройствам у детей и, главное, как можно помочь ребятам и их родителям.

Что такое умственная отсталость?

Под умственной отсталостью принято понимать состояние, при котором пациент испытывает значительные ограничения как в интеллектуальном функционировании (речь, мышление, учебные навыки), так и в адаптивном поведении (то есть способности самостоятельно справляться со своей привычной средой). Дети с этим диагнозом имеют проблемы с обучением, освоением различных навыков, в том числе и бытовых; некоторые могут испытывать трудности в общении со сверстниками и взрослыми.

Как справляться со стрессом? Как быть, если вы чувствуете, что теряете контроль над своей жизнью? Отвечает врач-психотерапевт. Чтобы посмотреть видеоурок, войдите в свой аккаунт или зарегистрируйтесь в Школе родителей Huggies.

Для более точного понимания спектра проблем, которых касается диагноз «умственная отсталость» (в англоговорящих странах широко используется термин «интеллектуальная недостаточность»), стоит обратиться к диагностическим критериям DSV-V (Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам 5-го издания, которое используется профессиональным сообществом во всем мире). Согласно критериям, умственная отсталость влияет на функционирование человека в трех основных сферах:

  • академические (концептуальные) навыки — речь, мышление, освоение письма, чтение, счет;

  • социальные навыки — эмпатия, навыки межличностного общения, умение поддерживать дружеские отношения;

  • бытовые навыки (практическая сфера) — сосредоточены на способности к самообслуживанию, контроле за личной гигиеной, умении распоряжаться денежными средствами, обеспечивать себе досуг и выполнять обязанности (обучение в школе, домашнее задание или рабочие задания во взрослом возрасте).

Хотя умственная отсталость не имеет возрастных ограничений, для постановки диагноза симптомы должны проявляться у человека в период развития. Нередко это расстройство сочетается с другими нарушениями ментального здоровья — расстройством аутистического спектра, задержками речевого развития, синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, нарушением психологического развития и другими.

Детям дошкольного возраста довольно редко ставится диагноз умственной отсталости (если речь не идет о тяжелой степени, конечно), поскольку существуют трудности для определения уровня интеллектуального развития у малышей (нет адаптированных для раннего возраста тестов и опросников). Поэтому, если врач диагностирует задержку в созревании тех или иных навыков (речи, мышления, памяти), то, скорее всего, ребенок получит распространенное в России и странах СНГ заключение «задержка психо-речевого развития», которое, к сожалению, не несет в себе никакой практической значимости. Понятие «задержка» только констатирует тот факт, что развитие идет с отставанием, однако причину этого состояния в себе не содержит.

Причины умственной отсталости у детей

Огромное количество факторов может стать причиной умственной отсталости. Однако примерно в 30–50 процентах случаев этиология остается неизвестной даже после тщательного диагностического обследования.

На интеллектуальное развитие ребенка могут повлиять пороки развития головного мозга (микроцефалия, агенезия мозолистого тела и другие); течение беременности, родов, а также первые дни после рождения также могут сказаться на развитии малыша в будущем.

Известно, что причиной формирования умственной отсталости могут быть инфекции, перенесенные во время беременности (цитомегаловирус, токсоплазмоз, герпес, сифилис, краснуха и ВИЧ), прием мамой некоторых противосудорожных препаратов (например, вальпроевой кислоты), длительная лихорадка в первом триместре беременности, злоупотребление алкоголем или курение матерью во время вынашивания ребенка. Существуют данные, что у детей, рожденных с низкой и экстремально низкой массой тела, выше риски нарушения интеллектуального развития.

Иногда перед родителями встают вопросы, на которые никак не получается найти ответы. Спросите у миллиона наших подписчиц в рубрике «Мама спрашивает мам», ведь кто-то из них уже был в похожей ситуации и готов дать вам полезный совет.

Другой возможной причиной умственной отсталости являются нарушения обмена веществ. В некоторых случаях (например, при фенилкетонурии, гипотиреозе, которые входят в неонатальный скрининг) умственную отсталость можно предотвратить при своевременном лечении. Другие заболевания (например, мукополисахаридоз, сфинголипидоз), к сожалению, менее подвержены раннему вмешательству.

Существуют генетические заболевания, при которых умственная отсталость является одним из сопутствующих состояний. К ним относится синдром ломкой Х-хромосомы, туберозный склероз, синдром Нунан, синдром Ангельмана, синдром Прадера — Вилли и другие. Помимо этого, ряд хромосомных заболеваний может протекать с клиникой нарушения интеллекта (синдром Дауна, синдром Клайнфельтера).

Помимо этого, к умственной отсталости могут привести перенесенные малышом заболевания в раннем возрасте: тяжелые менингиты и энцефалиты (в том числе в виде осложнений кори и краснухи), тяжелые травмы головного мозга, опухоли, воздействие токсических веществ.

Стадии умственной отсталости

Стадии умственной отсталости

Существует классификация умственной отсталости по степени тяжести, которая отражает уровень развития различных сфер жизни пациента:

Легкая степень тяжести. В дошкольном возрасте отличия от сверстников могут не быть очевидными, но в более старшем возрасте разница становится заметной: дети сложнее осваивают чтение, письмо, счет; они имеют трудности с абстрактным мышлением, хуже запоминают школьный материал. В общении с ровесниками дети могут не считывать социальные сигналы, суждения более примитивны и незрелы. В практической сфере, как правило, отставание не столь заметно: навыки самообслуживания развиты по возрасту. Дефициты могут проявляться во взрослом возрасте при выполнении сложных повседневных задачах: распоряжение своими деньгами, организация досуга, обеспечение медицинской помощи.

Умеренная степень тяжести умственной отсталости. У детей дошкольного возраста гораздо медленнее развиваются речь и мышление; у школьников заметно отстает уровень развития академических навыков, у детей снижено понимание чувства времени и значения денег. Разговорный язык примитивен, понимание речи снижено, особенно сложных грамматических конструкций. Формирование навыков самообслуживания происходит длительно, ряд бытовых задач могут вызывать трудности. Во взрослом возрасте люди могут осуществлять какую-либо профессиональную деятельность, не связанную с интеллектуальным трудом. Зачастую пациентам с умеренной степенью умственной отсталости требуется помощь со стороны окружения.

Тяжелая степень умственной отсталости. Степень выраженности дефицитов в когнитивном развитии, социальной и бытовой сфере настолько значительна, что пациенты нуждаются в постоянной помощи и поддержке других людей. Словарный запас ограничен, речь используется как основной инструмент коммуникации. Понимание речи резко снижено, а коммуникация с другими людьми затруднена. Чтение, письмо или счет обычно остаются не освоенными детьми. Зачастую пациентам требуется поддержка во всех аспектах повседневной жизни: кормление, купание, гигиенические процедуры, одевание.

Глубокая степень умственной отсталости характеризуется значительными ограничениями во всех сферах жизни человека. Речь, если присутствует, примитивна; ребенок или взрослый человек способен понимать простые, привычные для него команды. Абстрактное мышление не развито. Свои эмоции и желания пациент, как правило, выражает при помощи жестов. Опекун помогает пациенту во всех повседневных делах: начиная от приема пищи и посещения туалета, заканчивая одеванием и организацией досуга.

Диагностика умственной отсталости

Для постановки диагноза «умственная отсталость» достаточно жалоб и сбора анамнеза со стороны родителей, наблюдения за пациентом, а также оценки интеллекта и уровня развития практической и социальной сфер жизни ребенка.

Для определения интеллектуального развития может использоваться тест Векслера, шкала Стэнфорд — Бине, Денверская шкала раннего развития. Однако ставить диагноз только исходя из низкого уровня IQ нельзя: всегда должно оцениваться адаптивное поведение ребенка и взрослого.

Дополнительное исследование в виде различных лабораторных и инструментальных методов диагностики может назначаться при подозрении на какие-либо заболевания, одним из симптомов которых может быть снижение интеллекта. Например, электроэнцефалография может быть рекомендована ребенку, у которого, помимо основных жалоб, встречаются различные пароксизмальные состояния (приступы). Консультация генетика показана тем пациентам, которые имеют внешние черты хромосомных или генетических заболеваний. Ряд лабораторных исследований может быть назначен ребенку с подозрением на метаболические нарушения (болезни обмена).

Помощь детям с ментальными нарушениями

На каком языке любви вы говорите с малышом? Пройдите наш тест и узнайте.

Помощь детям с ментальными нарушениями

Для тоддлеров и детей дошкольного возраста разработаны программы раннего вмешательства, в рамках которых составляется индивидуальный план помощи малышам. Раннее вмешательство может включать в себя занятия с логопедом-дефектологом, адаптивную физическую культуру, физиотерапию, семейное консультирование, обучение родителей работе со специальными вспомогательными устройствами, а также программы по формированию навыков самообслуживания.

Дети школьного возраста с ограниченными интеллектуальными возможностями (включая дошкольников) имеют право на бесплатное специальное образование в системе государственных школ. Родители и педагоги работают вместе над созданием индивидуальной образовательной программы, в которой описываются потребности ребенка и услуги, которые он будет получать в школе. Цель специального образования заключается в адаптации ребенка к окружающей среде и обучении самостоятельности.

Медикаментозное лечение может быть направлено на коррекцию сопутствующих расстройств и заболеваний. Например, при нарушении эмоций и поведения могут быть рекомендованы препараты из группы антидепрессантов или нейролептиков. А вот назначение ноотропных препаратов («для улучшения работы мозга») достаточно спорно: в международном сообществе их не используют в силу ограниченных данных по поводу эффективности и безопасности. Притом что в некоторых странах, в том числе России и странах СНГ, они входят во многие клинические рекомендации и протоколы лечения.

Прогноз

Будущее детей с умственной отсталостью во многом определяется степенью тяжести проявлений этого состояния. Все больше учебных и рабочих мест создается для людей с ментальными нарушениями, организуются досуговые центры. Современное врачебное сообщество всеми силами борется со стигматизацией людей с нарушением интеллекта, привлекая внимание общественности к людям с психическими расстройствами.

Несомненно, во многом прогноз для ребенка с умственной отсталостью зависит от поддержки и вовлеченности родителей. Потому так важно оказать им помощь, в том числе информационную, со стороны экспертов: создавать ресурсные группы, оказывать им психологическую поддержку, проводить просветительскую работу. Ведь только благодаря родителям дети с умственной отсталостью имеют шансы на полноценную жизнь!

Надеемся, эта статья была вам полезна. Чтобы получать подобные материалы, подпишитесь на нашу рассылку. Она будет снабжать вас полезной и актуальной информацией не только во время беременности, но и в первые, самые сложные месяцы материнства.

Источники:

  1. Intellectual Disability.

  2. УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ F70. / F71. / F72. / F73. / F78. / F79.

  3. Identification and Evaluation of Mental Retardation | AAFP.

  4. Outlook for Children with Intellectual Disabilities — HealthyChildren.org.

EmptyView

EmptyView

Loader Icon