- Почему важно знать о правилах организации игрового пространства для детей?
- Что такое система Монтессори?
- Как должно выглядеть игровое пространство для детей?
- Какие игрушки выбрать для детской игровой зоны?
- Чего лучше избегать в игровом пространстве для детей?
- Как научить ребенка играть самостоятельно?
Содержание:
Задумываясь о личном пространстве для ребенка, родители стараются предусмотреть все: какое покрытие для пола выбрать, какого цвета шторы повесить в комнату, как хранить игрушки и т.д. Но главный вопрос — как организовать детскую игровую зону, чтобы ребенку было там комфортно и интересно? Именно об этом мы поговорим сегодня.
Почему важно знать о правилах организации игрового пространства для детей?
Игра — основной вид занятий для ребенка дошкольного возраста. Именно через игровую деятельность ребенок знакомится с новыми для него понятиями, развивает память, мышление, воображение, фантазию, внимание. Игра гораздо важнее, чем раннее развитие, дидактический материал и два иностранных языка в два года. Поэтому так важно создать для ребенка пространство, в котором ему будет не скучно, удобно и уютно.
Сначала ребенок взаимодействует со значимым для него взрослым посредством игры, а уже затем начинает играть в одиночестве. Многие родители сетуют, что у них не получается научить ребенка играть самостоятельно даже в 4 года. Но если разобраться, то в большинстве случаев у ребенка просто нет личного пространства, которое нравилось бы малышу; игрушки стоят в неподходящем для него месте (в шкафу родителей, на серванте, около телевизора и т.д.), либо же тонна игрушек стоит на виду, но рассортирована по коробкам, из которых неудобно их доставать. А бывает, что у ребенка просто нет навыка самостоятельной игры. Поэтому организация игрового пространства ребенка — ответственный шаг, ведь это отличная инвестиция в гармоничное развитие малыша.
Что такое система Монтессори?
Говоря про создание игрового пространства для детей дошкольного возраста, нельзя не упомянуть про систему педагогики Марии Монтессори, в которой одним из ключевых звеньев является как раз правильно организованное место для игр.
Система Монтессори подразумевает наличие у ребенка собственного пространства, призванного развивать малыша и формировать его самостоятельность через доступную среду, приближенную к реальной жизни. Мебель в детских комнатах, спроектированных по принципам Марии Монтессори, приобретается с учетом роста и возраста (маленькие стулья, диваны, столы); хранение — открытое, т.е. ребенок может взять то, что его интересует в данный момент; игрушек — ограниченное количество, и они должны помогать развивать логику, фантазию и мышление.
Важно
Кроме грамотной организации пространства, важно, в какие игры играть с ребенком. Педиатр Алексей Бессмертный проконсультирует вас по этому вопросу в Школе родителей Huggies.
Большое внимание уделяется именно хранению в детской игровой зоне. Сторонники этой системы предлагают отказаться от привычных нам стеллажей с выдвижными ящиками и остановить свой выбор именно на открытых полках, откуда ребенок всегда сможет взять то, что ему нужно. Лишние игрушки и канцелярию лучше вообще вынести за пределы детской игровой зоны, чтобы ребенок не отвлекался на эти предметы.
В Интернете большое количество информации, посвященной особенностям организации игрового пространства ребенка по системе Монтессори (и в целом о концепции этой педагогической модели). Не всегда есть возможность полностью следовать этим постулатам, но взять какие-то идеи и перенести их к себе домой все же стоит.
Как должно выглядеть игровое пространство для детей?
Итак, как же выглядит «идеальная» детская игровая зона? Цвет стен лучше выбрать достаточно спокойный и приглушенный. Пестрому орнаменту лучше предпочесть однотонное покрытие. Звучит скучно, однако не нужно забывать об особенностях работы нервной системы ребенка: процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Яркие краски оказывают стимулирующее влияние на детей, а множество мелких рисунков могут отвлекать и не давать сфокусировать свое внимание на игре или другом занятии. Если хочется добавить красочности, можно остановить свой выбор на интерьерных наклейках, которые сейчас продаются совершенно разных расцветок и легко меняются на другие (без ущерба ремонту, между прочим).
Для пола в игровом пространстве для детей рекомендуется выбрать покрытие, за которым легко ухаживать и поддерживать в чистоте: ламинат, паркет, линолеум. Ковролин требует больше сил и времени на качественную чистку. Нужно быть готовым, что на пол все время будет что-то падать, рассыпаться и разливаться. Кафельная плитка (или керамогранит) не подходит для детских, поскольку он довольно травмоопасный и холодный.
В зоне видимости и доступности ребенка должно находиться то, что ему можно брать. Игрушки, детские музыкальные инструменты, канцелярия, книги — все это должно быть размещено так, чтобы дети без труда брали то, что им нужно. И, в связи с этим, не стоит держать на виду то, что ребенку брать не положено: хрупкое, дорогостоящее, памятное для взрослых. Такие абстрактные понятия, как «ценность», для ребенка пока недоступны. И на чужие предметы малыш тоже без зазрения совести может посягнуть, поэтому не стоит надеяться на фразу «Это мамина книга, не бери».
Игровое пространство для детей дошкольного возраста должно быть безопасным! Этому разделу стоит уделить особое внимание. Нужно позаботиться о том, чтобы ребенок не имел возможности перевернуть и опрокинуть на себя предметы мебели: детский шкафчик, комод, стеллаж и т.д. Эти предметы лучше крепить к стене. На углы мебели лучше надеть специальные насадки. В зоне спортивного инвентаря («шведская стенка», например) обязательно на пол нужно положить маты. Электророзетки здесь лучше не размещать, однако если возможности их убрать нет, закрыть специальными заглушками.
Какие игрушки выбрать для детской игровой зоны?
В самом начале стоит сказать про количество игрушек. Распространенная картина: в углу комнаты стоит несколько огромных пластиковых контейнеров, до верха заполненных игрушками. Помимо этого, игрушки раскиданы по всей квартире. Однако ребенок не проявляет никакого интереса к бОльшей части «сокровищ» в детской игровой зоне, а играет несколькими игрушками. О чем это говорит? О том, что детям не нужно большое количество игрушек. Ребенок достаточно быстро утрачивает внимание к новым экземплярам и постоянно возвращается к любимым им.
Когда малыша одномоментно окружает множество игрушек, его внимание рассеивается, ему сложно сфокусироваться на одной игре или одном задании. Поэтому в игровом пространстве для детей стоит располагать ограниченное число игрушек за раз. Также можно прибегнуть к технике «ротации», когда каждую неделю/месяц «старые» игрушки убираются подальше в шкаф, а «новые» достаются оттуда и размещаются в игровой зоне.
Игрушки должны нести смысл и помогать развитию ребенка: куклы и машинки нужны для формирования сюжетно-ролевой игры, головоломки развивают логику и внимание, кубики и сортеры нужны для пространственного мышления и т.д.
В игровом пространстве для детей нужно постараться разместить игрушки из разных материалов: дерево, пластик, текстиль и т.д. Это важно для тактильного развития ребенка.
Чего лучше избегать в игровом пространстве для детей?
Безусловно, в свободном доступе не должно быть предметов, которые могут причинить вред ребенку. Например, для малышей 1–2 лет сенсорные коробки, мелкие детали, которые могут оказаться у ребенка во рту, предметы канцелярии; для детей постарше — ножницы, пластилин и т.д.
Здесь не должно быть мебели с острыми углами, потому что ребенок может упасть и поранится. Продумайте этот момент во время выбора предметов интерьера или приобретите специальные накладки.
Не нужно размещать в детской игровой зоне то, что может нанести урон остальному жилищу. Например, если вы знаете, что ребенок может изрисовать стены, не нужно оставлять в свободном доступе карандаши или фломастеры и т.д.
Не нужно и множества интерактивных, «громких» игрушек с обилием разных звуков, подсветки и прочего. Контакт детей с подобными игрушками должен быть дозированным, поскольку они очень возбуждают нервную систему ребенка.
Как научить ребенка играть самостоятельно?
Умение играть самостоятельно — важный навык, который можно развить у ребенка. Что дает это умение:
-
Развитие воображение и творческого мышления. Чтобы играть самому, ребенку приходится придумывать, как и во что поиграть сейчас, создавать самому сюжетные линии игры и решать возникающие вопросы.
-
Развитие терпения, настойчивости. Когда в игровом пространстве для детей нет взрослых, они самостоятельно учатся достигать того, что задумали, искать способы реализации своих планов, экспериментируют с предлагаемыми обстоятельствами.
-
У родителей появляется время заняться своими делами или просто отдохнуть. Согласитесь, весомый довод?
Так как же научить ребенка играть самостоятельно, без присутствия взрослого? Не препятствуйте самостоятельной игре с самого раннего детства! Звучит абсурдно, но есть много родителей, который регулярно вмешиваются в игру их детей, даже если те их не звали. Да, дети развиваются во время взаимодействия с родителями. Но если вы видите, что малыш чем-то увлекся, понаблюдайте за этим со стороны.
Начинайте с малого. Предупредите своего ребенка заранее, что вы оставите его на несколько минут (скажем, помыть посуду), но не уходите слишком далеко и обязательно возвращайтесь. Постепенно малыш начнет самостоятельно себя занимать, пока вы будете заняты. Но не стоит ускользать без предупреждения — это может напугать и увеличить потребность в вашем внимании.
Не забывайте о ротации игрушек. «Новые» игрушки могут привлечь внимание надолго.
Параллельная игра. Чтобы научить ребенка играть самостоятельно и побудить к независимости, родители должны моделировать для них такое поведение. Предложите посмотреть книгу, пока вы читаете свою собственную рядом, или посадите его за стол с книжкой-раскраской, пока вы просматриваете свои документы. Есть большая выгода в том, чтобы заниматься подобными видами деятельности вместе с малышами. Они наблюдают за тем, что вы делаете, и подражают вашему поведению. Они хотят быть такими же, как вы.
Вовлеките их в процесс. Признайте, что ваш ребенок нуждается в вашем внимании, вовлекая его в то, что вы делаете. Попросите помочь вам вымыть посуду, сложить белье, сгрести листья или убрать с обеденного стола. Малыш развлекается, пока вы выполняете свои задания.
Логично, что для самостоятельной игры необходимы игрушки или другие занятия, которые не требуют присутствия взрослых, а также игровое пространство, безопасное для детей дошкольного возраста. Покупая игрушки, продумывайте этот момент.
Как бы не казалось парадоксальным, но самостоятельная игра развивается не из игры в одиночку — на самом деле она возникает из взаимодействия с другими. Часы, проведенные в битвах с драконами, играх в прятки и укладывании «младенцев» спать с другими детьми, разожгут воображение ребенка, когда он будет один. Поэтому играйте со своими детьми, это полезно!