Эмоциональные нарушения у детей Эмоциональные нарушения у детей
Новорождённый иконка

Эмоциональные нарушения у детей

    Содержание:

  1. Развитие детской эмоциональности
  2. Виды нарушений эмоционально-волевой сферы у детей
  3. Причины формирования эмоционально-волевых нарушений у детей
  4. Как диагностируют детские эмоционально-волевые и поведенческие расстройства
  5. Методы психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей
  6. Профилактика и самопомощь родителям

Эмоционально-волевая сфера — это комплекс свойств человека, отражающих содержание, качество и динамику его эмоций, а также навыки и способность к саморегуляции.

Развитие детской эмоциональности

Эмоции присущи каждому человеку с рождения, однако широта их спектра и сила проявлений меняется с возрастом. Волевой компонент психики развивается наиболее активно в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, вместе с созреванием коры лобных долей.

Развитие детской эмоциональности

Спектр эмоций младенца достаточно узок, наиболее яркими его проявлениями являются радость и гнев. В дальнейшем развитие эмоций происходит очень быстро, и ребенок, как правило, захвачен своими чувствами.

К семи месяцам дети уже способны чувствовать тревогу, связанную с разлукой. Именно поэтому даже временное расставание матери с ребенком с этого возраста становится сложным, дети кричат и всячески протестуют, если мать выходит из комнаты.

До полутора лет эмоции ребенка не несут никакого социального значения. Если ребенок ударит родителя, то это не проявление направленной агрессии с какой-то целью, а скорее, совпадение или импульсивная реакция на физический дискомфорт.

С полутора до пяти лет ребенок проходит колоссальный путь в развитии эмоциональной сферы. Появляются страхи, причем сначала они не четко обрисованы — ребенок может испугаться темноты, громкого голоса, неожиданного движения. А позже страхи приобретают четкий образ — большой собаки, бабайки и пр. Формируются социальные эмоции — смущение, вина, стыд, гордость. Агрессия и гнев ребенка теперь уже имеют адресата и выражают потребности в овладении чем-то или в защите.

Даже воспоминания ребенка формируются только под влиянием эмоций. Запоминаются эмоционально окрашенные события, причем иногда фактически произошедшее подменяется силой эмоции. Например, маленький ребенок, испугавшийся грозной большой собаки, может рассказать, что она его укусила, хотя собака фактически не приближалась к нему и только громко лаяла. Это не ложь, а подмена реальности эмоционально субъективным восприятием.

К 6–7 годам волевая сфера развивается быстрее в связи с дозреванием лобных долей головного мозга. Дети теперь могут удерживать фокус внимания не только из интереса, но через направленное волевое усилие.

Виды нарушений эмоционально-волевой сферы у детей

Виды нарушений эмоционально-волевой сферы у детей

Расстройства эмоционально-волевой сферы проявляются в основном в поведении ребенка и могут быть как сопутствующими, в случае органических нарушений, либо самостоятельно выраженными.

Психоэмоциональные нарушения у ребенка могут сочетаться с органическими сложностями: задержкой развития, ДЦП, нарушениями слуха, зрения, а также нарушениями речи. Эмоциональное развитие детей с интеллектуальными нарушениями, как правило, затруднено и требует коррекции.

Биологически обусловлены и такие виды нарушений эмоционально-волевой сферы, как синдром гиперактивности и дефицита внимания (СДВГ) и все расстройства аутистического спектра.

В большей степени социально обусловлены такие расстройства эмоционально-волевой сферы, как:

  • детская депрессия;

  • тревожное расстройство;

  • расстройство адаптации;

  • расстройство исполнительных функций;

  • дисциплинарное расстройство.

Детская депрессия

Детская депрессия выражается в постоянно сниженном фоне настроения ребенка, нарушениях сна, аппетита (как в сторону повышения, так и понижения), потери интереса к ранее любимым занятиям и играм, апатии.

Тревожное расстройство характеризуется эмоциональным напряжением, раздражительностью, плаксивостью, повышенной утомляемостью. Ребенок испытывает тревогу, говорит о различных страхах, плохо спит, трудно концентрируется на выполнении задач. Может также жаловаться на «плавающие» соматические симптомы — головную боль, боль в животе и в области сердца, головокружение, тошноту. При этом явных причин недомогания не выявлено.

Расстройство адаптации также может выражаться в повышенной тревоге и напряжении, но в связи с привыканием к новому окружению или местам. Часто сопровождается всеми симптомами тревожного расстройства. Ребенок избегает общения, ему трудно знакомиться с новыми людьми, трудно обратиться за помощью к взрослым. В своих способностях такие дети обычно сомневаются и в целом оценивают себя негативно.

Расстройство исполнительных функций проявляется у детей начиная с младшего подросткового возраста. Выражается в нарушении способности планировать свои действия и стабильно низкой мотивации. Мышление такого ребенка недостаточно гибко — ему трудно переключиться с одной задачи на другую, попробовать иной способ решения вместо привычного. Страдает также и краткосрочная память — ребенок не может удержать в голове инструкции и детали задания.

Дисциплинарное расстройство — дети крайне негативно относятся к установленным рамкам и правилам, бунтуют не по сути вопроса, а против ограничений как таковых. Часто у них преобладает внешний локус контроля — во всех проблемах виноваты другие, своего вклада в ситуацию увидеть не удается. Такие дети легко теряют способность контролировать свое поведение, агрессивны, выдают взрывные реакции в ответ на малейшее несогласие с ними. Возможны также яркие формы протеста против социальных норм — воровство, вандализм.

Причины формирования эмоционально-волевых нарушений у детей

Причины формирования эмоционально-волевых нарушений у детей

Биологически обусловленные расстройства эмоционально-волевой сферы основаны на органических нарушениях нервной системы ребенка или сопровождают тяжелые соматические заболевания.

Социально обусловленные расстройства эмоционально-волевой сферы связаны с ранними травмами развития, педагогической запущенностью, особенностями семейной среды, в которой формируется ребенок. Нарушения отношений в семье вынуждают ребенка каким-то образом адаптироваться к нездоровой ситуации так, чтобы меньше страдать. Конечно, такое выживание сопровождается определенными нарушениями развития, поскольку ресурса на равномерное развитие всех систем организма и психики не хватает.

На психологические расстройства ребенка влияют такие нарушения семейной среды, как:

  • алкоголизация одного или обоих родителей;

  • декомпенсированные психические расстройства у значимых взрослых;

  • эмоционально нестабильная атмосфера в семье, когда часты проявления физического и эмоционального насилия;

  • игнорирование потребностей ребенка, отвержение, хроническая холодность по отношению к нему.

Как диагностируют детские эмоционально-волевые и поведенческие расстройства

Как диагностируют детские эмоционально-волевые и поведенческие расстройства

Диагностикой детских расстройств поведения и эмоциональной сферы занимаются детские клинические психологи и психиатры. Родители могут заметить хронические изменения в поведении и психологическом состоянии ребенка, и тогда лучше обратиться за консультацией к специалисту. Особенно если эти изменения возникли после какого-то травмирующего события или вследствие тяжелой болезни.

В кабинете клинического психолога ребенку будут предложены различные тесты, соответствующие его возрасту: игровые и рисуночные для дошкольников и младших школьников и письменные для подростков. Возможно, психолог порекомендует также обратиться к психиатру, если ребенку помимо психотерапии будет нужна и медикаментозная коррекция. Она может потребоваться при серьезных нарушениях состояния ребенка для поддержки и снижения напряжения и тревожности.

Родителям важно помнить, что определенные признаки эмоционально-волевых расстройств в раннем возрасте могут быть вариантом нормы. А вот у старших детей они как раз могут говорить о психологическом неблагополучии. Так, дошкольник пока не обладает развитой волей и не может сколько-то спланировать свой день и следовать намеченному плану. А вот у подростка такая сложность уже может говорить о развитии синдрома эмоциональных нарушений, требующего коррекции.

Методы психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей

Методы психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей

Помимо медикаментозного лечения, в работе с детскими расстройствами эмоционально-волевой сферы эффективна работа с детским психологом. Наиболее полезной будет одновременная работа с ребенком индивидуально и с родителями отдельно (у другого специалиста — семейного психолога, консультанта по родительству и пр.). Почему так важна отдельная работа с родителями? Дело в том, что социально обусловленные детские расстройства тесно связаны с неуспешными родительскими стратегиями воспитания и проблемными отношениями родителей между собой. Для того чтобы что-то поменялось в поведении и состоянии ребенка, должны произойти изменения в первую очередь в его семейной системе. Родителям необходимо выработать общую стратегию действий, научиться установлению ясных границ и пониманию возрастных потребностей и задач своего ребенка.

Индивидуальная работа с ребенком также важна — она позволит реализовать накопившееся напряжение в безопасных условиях, поговорить или поиграть про травмировавшие события. Ребенок в контакте с психологом учится новым способам совладания с трудностями и получает корректное отражение и оценку своих действий (а не личности в целом).

Социально ориентированные игры для детей с эмоциональными нарушениями помогают выстроить новые стратегии общения ребенка в социуме. Такие игры могут быть организованы в детском саду для малышей или в групповой терапии в психологических центрах. Такого рода группы ориентированы на детей разного возраста — от младших школьников до подростков.

Профилактика и самопомощь родителям

Профилактика и самопомощь родителям

Первое, на что стоит обратить внимание родителям, — это какое сообщение неосознанно транслирует ребенок своим поведением и состоянием. Возможно, это сообщение о том, что ему небезопасно и он нуждается в большей поддержке или внимании. А может быть, он сообщает о том, что готов к большей самостоятельности и чахнет под чрезмерной опекой тревожных взрослых? Ответ на этот вопрос поможет попробовать поменять родительские стратегии воспитания.

Второй важный компонент помощи и профилактики расстройств эмоционально-волевой сферы — умение родителей говорить с ребенком обо всем, что с ним происходит. Важно, чтобы сами родители умели называть чувства, свои и ребенка, и могли помочь ему разобраться, что с ним и в чем он так отчаянно нуждается.

И третий обязательный момент — в период, когда ребенок переживает сложности в развитии, обстановка вокруг него должна быть максимально стабильной и понятной. Стоит поберечь его от перестимуляции новыми событиями, если это возможно, либо, если невозможно, обеспечить поддержку. А хорошая поддержка — это устойчивый взрослый, говорящий с ребенком из взрослой позиции.

Это значит, что взрослый знает о проблеме, имеет план или представление, как ее решить, и готов справляться с этой задачей, не перекладывая взрослую ответственность на того, кто находится в зависимой и уязвимой позиции, — на ребенка.

Надеемся, эта статья была вам полезна. Чтобы получать подобные материалы, подпишитесь на нашу рассылку. Она будет снабжать вас полезной и актуальной информацией не только во время беременности, но и в первые, самые сложные месяцы материнства.

Источники:

  1. Баранова Т. Ф., Басангова Б. М., Мартыненко С. М. Эмоционально-волевые нарушения у детей с интеллектуальной недостаточностью. Проблемы, коррекция. М. — Сфера, 2022.

  2. Басангова Б. М., Мартыненко С. М. Эмоциональные нарушения у детей. Коррекция. М. — Сфера, 2022.

  3. Захарова И. Ю., Моржина Е. В. Лечебно-педагогическая диагностика детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы. М. — Теревинф, 2024.

EmptyView

EmptyView

Loader Icon