- Страхи здоровых детей — что это
- Какие бывают страхи у детей — классификация
- Причины переживаний
- Возрастные проявления
- Когда нужно обратиться к специалисту
- Как устранить страхи
Содержание:
Дети не имеют обширного жизненного опыта, поэтому они нередко боятся таких вещей, событий, ситуаций, которые родителям кажутся забавными или нелепыми. Однако взрослым нельзя игнорировать любые дневные, ночные страхи у детей дошкольного возраста.
Обычно эти явления отражают проблемы психики, демонстрируют ее уязвимость, могут стать основой формирования различных фобий и проблем при взрослении.
Страхи здоровых детей — что это
Чувство страха типично для людей любого возраста. Оно лежит в основе инстинкта самосохранения. Взрослые люди боятся вполне рациональных вещей, угрожающих жизни, здоровью, благополучию. Но страхи детей раннего возраста формируются на основе того минимального жизненного опыта, который есть у малыша.
Они возникают в период, когда ребенок активно осваивает мир и знакомится с ним, шаг за шагом изучая окружающее, расширяя свои границы. Чаще всего со страхами детей родители сталкиваются в возрасте примерно от 2–3 до 6–7 лет. Это нормальное явление, отражающее становление психики.
Как бороться с детскими стрессами и почему иногда их причиной становятся благие намерения родителей? Обсуждаем с практикующим психологом. Чтобы посмотреть видеоурок, войдите в свой аккаунт или зарегистрируйтесь в Школе родителей Huggies.
Например, дети годовалого возраста могут бояться незнакомых людей, особенно имеющих нестандартную внешность, а дети в 2 года не хотят оставаться в комнате одни из-за боязни темноты.
Большинство основных страхов, возникающих у детей в раннем и дошкольном возрасте, проходит самостоятельно, по мере взросления. Некоторые их виды помогают устранить родители, поддерживая и защищая малыша, разъясняя ему ситуацию.
Но если постоянные волнения, негативные эмоции и переживания принимают патологические формы, жизнь ребенка нарушается. Постоянный стресс может негативно отразиться не только на психике, но и на соматическом здоровье. Детские страхи, которые вовремя не устранены, могут стать благоприятной почвой для последующих взрослых нарушений психики с формированием серьезных патологий.
Какие бывают страхи у детей — классификация
Возрастные особенности работы головного мозга, реагирование психики, отсутствие опыта, позволяющее отделить реальное от вымышленного, буйная фантазия — одни из основ развития дневных и ночных страхов у детей. Если же родители вместо того, чтобы набраться терпения, объяснять, разбираться в проблеме, игнорируют или культивируют детские переживания, ситуация осложняется.
Первое, с чем нужно разобраться, — это тип переживаний ребенка. Психологами, психотерапевтами выделяют следующие группы:
-
Возрастные страхи, чаще всего формирующиеся у детей дошкольного возраста. Они относятся к вполне нормальным этапам «взросления» психики и не провоцируют негативных последствий в поведении, социализации и эмоциональности.
-
Страхи как часть клинических патологий, психических расстройств, дебютирующих в детском возрасте. Они обычно сочетаются со вспышками агрессии, расстройствами сна, нервным тиком, неадекватностью поведения.
-
Устойчивые патологические страхи, которые серьезно влияют на жизнь ребенка.
Среди патологических специалисты выделяют три основных типа страхов малышей, дошколят и детей школьного возраста:
-
При реально пережитых психотравмирующих ситуациях (агрессия животных, война, угроза утопления, застревание в душном лифте) развиваются навязчивые страхи у детей. Одними из наиболее частых вариантов данного типа переживаний можно считать пространственные страхи у детей — боязнь высоты, больших открытых пространств, замкнутых помещений и т. д.
-
Если нарушены логические связи между объектом, провоцирующим переживания, и причинами возникновения подобной боязни, абсурдностью ситуации, это так называемые бредовые страхи.
-
Если точкой отсчета стало событие, которое спровоцировало патологическую фантазию ребенка, формируется сверхценный страх. Он постепенно нарастает, захватывая чувства, мысли, не отпускает в любых ситуациях. При подобном типе расстройств дети постепенно взращивают в себе переживания, «облепляя» их все новыми и новыми подробностями, наделяя пугающие объекты особыми качествами или способностями.
Дарим вам выгоду! Получите приветственную скидку 300 рублей от Huggies на покупку Школе родителей Huggies для своего малыша.
Причины переживаний
Возраст, когда у детей появляются страхи, может существенно варьировать. Большинство переживаний типично для малышей первых лет жизни и дошкольников. В школьные годы страхи приобретают обычно более рациональные формы, осознанные и связанные с конкретными жизненными обстоятельствами: сверстниками, школьной жизнью, родительскими взаимоотношениями.
Переживания связаны с особенностями детской психики — это доверчивость, впечатлительность, фантазия, склонность к избыточной тревожности и недостаток жизненного опыта. Чаще всего проблема возникает под влиянием извне, поддерживаясь дефектами воспитания, трудностями в отношениях с родителями.
Среди ключевых причин, формирующих страхи детей раннего, старшего дошкольного возраста и частично школьников, выделяют:
-
Получение негативного опыта, переживание психотравмирующих ситуаций. Эти эмоции и чувства сложно корректируются, переходя во взрослые фобии.
-
Воспитание с запугиванием для предупреждения определенных действий ребенка.
-
Особенности поведения родителей с их высокой тревожностью, напряженностью, эмоциональным беспокойством, постоянные запреты и ограничения.
-
Агрессия отца или матери в отношении ребенка, система жесткого воспитания.
-
Влияние фильмов, соцсетей или компьютерных игр с насилием и агрессией, устрашающими сценами.
-
Особенности личности с психопатическими чертами и имеющиеся проблемы психики.
Возрастные проявления
Описаны особенности «клинической картины» страхов детей по возрастам, на основе которых определяется уровень проблемы. Чувство страха — часть базового инстинкта самосохранения, но в разные периоды проявляется оно по-разному.
С рождения и примерно до года проявления возникают на уровне физического тела — вздрагивания с запрокидыванием рук, беспокойство, общее напряжение и крик, плач, чтобы привлечь внимание взрослых. Провокаторами испуга могут стать громкие звуки, вспышки света, незнакомые предметы и люди. Примерно с полугода, по мере возникновения привязанности к матери и отцу, возникает страх при их продолжительном отсутствии. Реакции на это — плач, капризы, тревожность. Подобный страх сохраняется примерно до 2–3 лет. Боязнь чужих людей сохраняется примерно до полутора-двух лет.
На втором году ощущения страха у малышей провоцируют посторонние люди, боль и резкие звуки, пребывание в одиночестве, большая высота. После двух лет объектами страхов могут стать огонь, автомобили, собаки, незнакомые предметы. С трехлетия дети уже формируют страхи наказания, поскольку начинают понимать причинно-следственные связи, в этом же возрасте у них возникает страх недостатка внимания матери и отца.
Какой размер подгузников идеален для малыша? Сколько подгузников ему нужно на неделю? Когда переходить на следующий размер? Этот калькулятор даст вам все ответы.
К возрасту 4–5 лет среди ключевых можно выделить боязнь боли, замкнутых пространств, темноты, осуждения или наказания. По мере развития фантазии примерно до 5–6 лет возможны страхи мифических существ — русалок, домовых, троллей. В этом же возрасте есть переживания по поводу социальных контактов — публичных выступлений, замечаний взрослых, осуждения, насмешек.
Примерно с 6 и до 8–9 лет у детей формируется страх смерти, поскольку они понимают конечность жизни. Также они боятся войн, катастроф, аварий, болезней. Дети, единожды столкнувшись с психотравмирующей ситуацией, демонстрируют избегающее поведение, тревожность, плаксивость. Возможны и расстройства сна, боли в разных частях тела.
В школьном возрасте, примерно в 10–12 лет, у детей страхи обычно трансформируются уже в фобии, они связаны со школьной жизнью, социальным взаимодействием и особенностями перехода в подростковый период.
Полезные сервисы для будущих мам:
Когда нужно обратиться к специалисту
Если определить страхи детей в младшем школьном возрасте несколько проще, дети могут уже высказывать свои опасения словами и поступками, то с малышами все сложнее. Дети старше 1–2 лет и примерно до 5—6-летия могут проявлять при наличии тревожности и переживаний следующие действия:
-
Ребенок категорически отказывается оставаться один в комнате.
-
Постоянно проявляет желание находиться рядом со взрослыми (мать, отец, бабушка, брат) вне зависимости от времени дня и ночи.
-
В определенных местах дома, квартиры или на улице закрывает лицо руками, зажмуривает глаза, кричит или беспокоится.
-
Капризничает перед сном, не хочет ложиться спать, пробуждается в ночи с криками и плачем.
-
Рассказывает о преследовании героями сказок, мультфильмов или фильмов, говорит о «страшных дядьках» или животных.
-
Внезапно кричит, начинает плакать при резких звуках, вспышках, появлении определенных людей (с характерной внешностью).
Подобные жалобы и любые другие признаки беспокойства должны стать поводом для беседы с детским психологом, коррекции поведенческих проблем малыша.
Какой характер у вашего малыша? Покажет этот тест.
Как устранить страхи
Если проблема нарушает привычный распорядок жизни ребенка, необходима коррекция. Важно создать спокойную обстановку дома, использовать психотерапевтические методы по возрасту, чтобы справиться с негативными эмоциями. В серьезных случаях нужно обратиться к психотерапевту, он определит, как лечить страхи у детей. Чаще всего необходимы семейные консультации с определением причины переживаний и ее устранения, коррекцией подходов к воспитанию, внутрисемейных отношений.
В детском возрасте отлично помогают справиться со страхами сказкотерапия и игровые методики, лепка, рисование, индивидуальные занятия с психологом. Дополнить терапию могут медикаменты с седативным эффектом, физиотерапия, массажи. Терапия подбирается индивидуально по возрасту ребенка с учетом особенностей его характера и поведения.