- Что такое психологическая травма?
- Как возникают детские психологические травмы
- Причины детских психологических травм
- Какими бывают детские психологические травмы
- Последствия детских психологических травм
- Как проработать детские психологические травмы
Содержание:
Современный мир больше учитывает детей и их потребности, чем каких-нибудь 30–40 лет назад. Родители все более внимательны не только к успеваемости и физическому здоровью ребенка, но и к его психологическому состоянию. Уже никто не сомневается, что дети в сложных жизненных ситуациях испытывают стресс, так же как и взрослые.
Что такое психологическая травма?
Это накладывает дополнительную ответственность на родителей по обеспечению необходимой поддержки. Однако сами родители в ситуациях, затрагивающих всю семью, нуждаются в поддержке не меньше. И вот тогда возникает родительская тревога: не слишком ли опасен стресс для ребенка? Не приведет ли он к психологической травме, последствия которой будут сказываться на жизни ребенка в будущем?
Психологическая травма — это специфическое состояние, возникающее в результате воздействия на психику стрессовых факторов, создающих непереносимые переживания.
Больше о детской психологии — в материалах наших экспертов:
Детская психика более гибкая и уязвимая по сравнению со взрослой, обладающей уже сформированными защитами. При этом дети легче и быстрее реагируют на изменения и новый опыт, поэтому быстрее происходит исцеление последствий стресса.
При должной поддержке ребенок пройдет сложную ситуацию с меньшими последствиями, чем взрослый. А вот без поддержки и помощи со стороны значимых взрослых (родителей или людей, их заменяющих) сложная ситуация действительно оставит след, вплоть до травмирования.
Психологическая травма, случившаяся впервые в детском возрасте, называется детской психологической травмой.
Как возникают детские психологические травмы
Чтобы событие стало травмирующим, оно должно соответствовать одному или сразу нескольким критериям:
-
Внезапность происходящего, нет возможности подготовиться к травмирующему событию.
Таким событием может оказаться как внезапная утрата близкого человека, так и неожиданный, чрезмерный для ребенка гнев взрослого, даже без фактов физического насилия.
-
Ребенок чувствует себя беззащитным, он не в силах контролировать происходящее и не может ему противостоять. У него нет поддержки или он боится обратиться за помощью.
Наиболее яркий пример — травля в школе, когда учителя «не замечают» действий травящих, а родителям ребенок рассказать боится, предполагая, что ему либо не поверят, либо их вмешательство все ухудшит. При этом в травмирующей ситуации оказывается не только тот, кого травят, но и те дети, которые при этом присутствуют, — они также бессильны изменить ситуацию и боятся подвергнуться травле.
-
В восприятии ребенка мир после травмирующего события необратимо меняется в худшую сторону.
В той же ситуации травли в школе ребенок, столкнувшийся с ней впервые, приходит к выводу, что это обязательно произойдет с ним снова в любой другой группе или классе.
Сложная ситуация может стать хронической и тем самым превращается в травмирующую.
Например, ребенок постоянно сталкивается с тем, что родители или учителя неудовлетворены его успехами, как бы сильно он ни старался. Поскольку он никак не влияет на ситуацию, его действия не приносят результата, а значимые люди раз за разом «наказывают» его своим недовольством, он чувствует себя бессильным, и его мнение о себе становится крайне негативным: «таким, как я, быть нельзя», «меня не за что любить». Конечно, такое представление о себе неминуемо скажется на качестве выстраиваемых в дальнейшем отношений.
Чем раньше ребенок столкнулся с травмирующей ситуацией, тем сложнее излечить травму. Во-первых, ранние события могут полностью стереться (вытесниться) из памяти, навык жизни после травмы будет выглядеть для ребенка единственным возможным, нормативным. Во-вторых, ранние травмы затрагивают важные этапы развития ребенка и могут оказать влияние в том числе на качество когнитивно-личностного развития. Эти изменения полностью устранить нельзя, исцеление будет основываться скорее на знании о травме, умении с ней жить и опираться на свой опыт.
Все о стрессах и страхах малышей — в новом сезоне Школы родителей Huggies с участием психологов. Смотрите сейчас!
Психика старается «закапсулировать» травму, вытеснить связанные с ней переживания как непереносимые. Это затрудняет доступ к переоценке травмирующего события, поиску способов совладания с ним. Одновременно психика ребенка стремится к гомеостазу, а значит, ребенок будет неосознанно втягиваться в похожие ситуации и отношения, в бессознательной же надежде «переписать» их по-новому, получить опыт, где с ситуацией удалось справиться.
Трудность состоит в том, что перепрожить подобное событие без поддержки почти невозможно, поэтому повторения становятся ретравмирующими и укрепляют ребенка в ощущении, что он плохой, хорошие отношения не для него, а мир враждебен.
Причины детских психологических травм
Самые распространенные причины травматизации:
-
Болезни: хронические, длительные, ограничивающие ребенка в общении, движении, свободе выбора. Болезненные процедуры, боль, тревога, ощущение себя «отличающимся от других».
-
Психологическое давление: воспитание ребенка с помощью сравнений, отвержение в случае ошибки, любовь и внимание, выдаваемые только на условии «правильного» поведения.
-
Физическое и сексуальное насилие. Помимо причиняемого очевидного вреда, ситуации насилия усугубляются переживанием предательства, поскольку чаще всего исходят от людей из близкого окружения ребенка, призванных его защищать.
-
Потеря близкого человека, особенно если не было возможности прогоревать ее с кем-то вместе.
-
Несправедливое отношение, предательство со стороны взрослого в важных для ребенка вопросах; высмеивание, унижение достоинства.
-
Любые виды «хрупкости» родителей: химические (алкогольная, наркотическая) и нехимические (игромания) зависимости, эмоциональная лабильность, непредсказуемость реакций, психиатрические заболевания (нескомпенсированные или недиагностированные) близкого родственника.
Тем не менее даже перечисленные выше причины могут не оказать столь разрушительного воздействия на психику ребенка, если рядом с ним будет кто-то из взрослых, кто сможет поддержать и объяснить доступным языком, что происходит.
Ваш надежный помощник в уходе за малышом — трусики нового поколения Huggies Elite Soft. Они в два раза тоньше предыдущей модели, при этом впитывают на 20% больше и обеспечивают непревзойденную вентиляцию кожи!
Какими бывают детские психологические травмы?
В соответствии с перечисленными причинами травматизации можно назвать следующие виды детских психологических травм:
-
травма отвержения;
-
травма разрыва отношений;
-
травма утраты;
-
травма физической угрозы жизни и здоровью;
-
травма психологического насилия.
Деление на виды, конечно, достаточно условно. Можно говорить о ведущем травматическом процессе, но ему могут сопутствовать несколько видов детских психологических травм.
Например, в результате травли ребенок переживает травму психологического насилия, травму физической угрозы (если было и физическое насилие), травму отвержения. Ему не с кем поделиться переживаниями, попытки рассказать взрослым могут наталкиваться на отрицание и гнев, а ребенок в этом месте испытывает стыд: «такое могло случиться только со мной, потому что я не такой, как все, я хуже всех».
Какими бывают детские психологические травмы?
Что происходит после травмы?
Вскоре после травмирующего события возникают нарушения социализации, сложности в обучении, поведении, тревожность, иногда повышенная агрессивность. Сюда же относятся страхи, мешающие вести привычный образ жизни (засыпать, выходить на улицу, оставаться в комнате одному). Возможны невротические проявления: энурез, навязчивые движения, заикание, тремор. Ранние последствия наступают вскоре после травмирующего события.
К отсроченным можно отнести последствия, проявляющиеся у взрослых, сформированные на основе травматического опыта. С возрастом такой ребенок капсулирует и изолирует какую-то часть своего психологического «я», столкнувшегося с травмой. Поэтому в ситуациях, напоминающих травмирующие события или вызывающих похожие переживания, взрослый человек «погружается» в эту часть, становится тем ребенком, который вынужден был справляться с тяжелой ситуацией самостоятельно, чтобы выжить.
Различия между травмирующей ситуацией детства и происходящего в реальности как бы стираются. Например, человек, переживший в детстве ситуацию физического насилия, при малейшей угрозе (реальной или предполагаемой) теряет представление о своих взрослых возможностях, о том, что может сделать из взрослой позиции, к кому может обратиться за помощью. Он снова оказывается беззащитным и напуганным, вынужденным либо замереть и не сопротивляться, либо подавлять страх и проявлять агрессию максимально ярко, без учета реальной ситуации.
Как угроза может расцениваться не только прямая агрессия, но и неосторожно сказанное слово, недобрый взгляд, реакция недовольства со стороны важных людей (партнера, начальника).
Травматический опыт мешает поддерживать длительные близкие отношения, выходить из отношений неподходящих, способствует утрате чувства контроля над событиями своей жизни, «замораживанию» (отказу от проявления чувств, а в худшем случае отказу чувствовать свои переживания). Может возникать неприятие своего тела, сложности с распознаванием жизненно важных потребностей (голода, жажды).
Еще одно тяжелое последствие травмы отвержения и психологического насилия — формирование ложного «я», когда представление о себе реальном не сформировано, но есть картинка, каким нужно быть. Любое обнаруженное отличие себя реального от себя воображаемого вызывает много стыда, вины и страха. Воображаемая картинка идеального «я» обычно ригидна, не меняется при изменении жизненных обстоятельств и никогда не достижима в полной мере.
Как понять, что ребенок травмирован?
Появление изменений в поведении, которых не было раньше, страхов, потеря уже сформированных навыков (ухудшилась учеба, чаще болеет, избегает общения и пр.) может быть признаком детской психологической травмы. Неожиданное появление заикания, запинок в речи, навязчивых движений также должно насторожить родителей.
Возможно, ребенок стал часто грустить, постоянно выглядит печальным, часто плачет. Или, наоборот, появилась гиперактивность, труднее концентрируется, поведение стало агрессивным, участились драки и конфликты.
Полезные сервисы для мам и пап:
В таких случаях лучше обратиться к детскому психологу для диагностики и коррекции последствий травмы.
Как проработать детские психологические травмы?
Диагностика включает беседу, наблюдение за поведением ребенка и его способами адаптации в новом месте (в кабинете психолога), рисуночные и игровые тесты на детские психологические травмы. Иногда может потребоваться несколько встреч, чтобы ребенок освоился и смог проговорить или показать свои переживания в игре.
В детском возрасте коррекция ранних последствий психологических травм проводится с использованием арт-терапевтических, игровых техник. Хорошо себя зарекомендовала песочная терапия и взаимодействие с податливыми материалами: кинетическим песком, глиной, пластилином, тестом.
Помощь родителей в травмирующей ситуации и после нее может свести на нет последствия или их минимизировать. Для этого необходимо дать ребенку выговориться, поплакать или позлиться, не останавливая его проявления и не прибегая к советам или обвинениям. Важно не останавливать процесс, пока ребенок сам не выберет остановиться. Достаточно быть рядом, обнимать, подтверждать, что сказанное услышано.
Одним из важнейших условий поддержки ребенка является сохранение родителем спокойствия и устойчивости. Если взрослый не справляется со своими чувствами, ребенок вынужден будет остановиться или даже начать успокаивать родителя, а это подтверждает его представление о недоступности поддержки.
Для взрослых, столкнувшихся с отсроченными последствиями детской психологической травмы, остается возможность обращения к психологу. С помощью специалиста можно исследовать причины травмы и перепрожить ее, выстроив новый взгляд на себя, свои детские ограничения и взрослые возможности. Травма — это темное место, заходить в которое в одиночку сложно, почти невозможно. Ее сила и воздействие «расколдовывается» благодаря доверительному контакту, помощи и присутствию другого человека.