Воспитание ребенка 2 лет Воспитание ребенка 2 лет
Новорождённый иконка

Воспитание ребенка 2 лет

    Содержание:

  1. Развитие детей 2 года жизни
  2. Особенности воспитания двухлеток
  3. Различия в воспитании мальчиков и девочек раннего возраста
  4. Какие задачи воспитания детей 2 года жизни стоят перед взрослыми?

Ко второму дню рождения ребенок уже имеет много моторных навыков: хорошо ходит, бегает, может кататься на трехколесном велосипеде или беговеле, прыгает на двух ногах и недолго может удержать равновесие на одной ноге. Он умеет бросать мяч двумя руками, подниматься по лестнице самостоятельно и спускаться — с некоторой помощью взрослых.

Развитие детей 2 года жизни

Развитие детей 2 года жизни

Двухлетний ребенок исследует предметы и способы взаимодействия с ними постоянно — тянет, толкает, перекладывает, растягивает, сгибает — в общем, пытается сделать все, что только можно. Он хорошо соотносит форму и размер предметов и ориентируется на принципы симметрии. Рисование каракулей в этом возрасте вызывает у детей огромный интерес и удовольствие, вообще способность оставить след на бумаге, асфальте, песке завораживает.

Двухлетка уже способен мысленно представить действие перед его совершением. Он может настойчиво стремиться к тому, что ему хочется сделать. А еще в этом возрасте происходит так называемый «языковой взрыв» — ярко проявляется чувствительность к новым словам, речь обретает форму простых предложений, в которых в основном присутствуют существительные, глаголы и прилагательные.

Такую речь еще называют «телеграфной» — она призвана воздействовать на окружающих для получения ответов на вопросы и побуждения взрослых к действиям. При этом активный словарь малыша пополняется очень быстро. Он легко запоминает слова, в том числе и случайно услышанные. Активно пытается их применять, к месту и не очень.

Для развития и воспитания детей 2 года жизни особенно важны: достаточный сон, базовая безопасность, забота взрослых и стимулирующие переживания. Стимулирующими становятся любые приглашения взрослых к игре, разговору, совместной деятельности, а также события и предметы, вызывающие у ребенка интерес и познавательную активность. Развитие двигательных навыков и навыков восприятия стимулирует речь, а развитие речи побуждает ребенка к еще большей активности в познании мира.

Родители часто нуждаются в советах как воспитывать детей 2 лет, поскольку в этом возрасте закладываются важные элементы развития.

Особенности воспитания двухлеток

Особенности воспитания двухлеток

К двум годам самым важным в воспитании ребенка становятся:

  • поддержка и развитие доверия и чувства безопасности (они необходимы для успешного когнитивного и эмоционального развития ребенка);

  • восприятие сигналов от родителей (или тех, кто их заменяет), имеющих культурный подтекст, а также освоение поведения, соответствующего социальным эталонам;

  • проявления самостоятельности;

  • развитие чувства собственной идентичности (какой я, кто я, система отношений «я и другие»).

Причины формирования эмоционально-волевых нарушений у детей

Причины формирования эмоционально-волевых нарушений у детей

Доверие и безопасность

Чувство базового доверия закладывается в младенчестве и связано с отзывчивостью матери (или того, кто ее заменяет) к потребностям ребенка. Формированию представления о мире как безопасном и дружелюбном помогает:

  • хорошо распознавать сигналы и потребности ребенка;

  • откликаться на них;

  • проявлять интерес и внимание.

Если взрослые помогли сформировать представление о мире как базово безопасном, ребенок будет легче справляться с разочарованиями. Это помогает пробовать новое, не бояться ошибаться, сохранять представление о себе как достаточно хорошем человеке. К двум годам основы представления о мире как об опасном или безопасном месте уже заложены, но все еще поддаются коррекции.

Обычно взрослые, заботясь о ребенке и взаимодействуя с ним, непрерывно и по большей части неосознанно, транслируют ему свои ценности и установки. Дети считывают эту информацию из прямых сообщений об отношении взрослого к действиям и проявлениям ребенка. А еще через эмоциональные и телесные реакции родителей, к которым дети очень чувствительны.

Так мальчики и девочки узнают, считают ли их хорошими или плохими. Они приучаются понимать, когда нужно беспокоиться и чувствовать себя виноватым, а когда можно чувствовать комфорт и безопасность.

Поведение, соответствующее культурным и социальным эталонам

Поведение, соответствующее культурным и социальным эталонам

Ребенок пока не знает, как реагировать на новые события. Ему остается только сверяться с реакциями взрослых. В ситуациях растерянности и тревоги ребенок особенно старательно следит за эмоциональными реакциями взрослых. В большей степени дети раннего возраста ожидают реакций от матери, но реакции отца также влияют на них.

Особенно важными становятся согласованность эмоциональных проявлений обоих родителей в сложные для ребенка моменты. Исследования подтверждают, что дети первых лет жизни легче принимают согласующиеся сигналы от обоих родителей, независимо от того, выражают ли родители одобрение или обеспокоенность. Если же родители транслируют противоречивые сигналы — например, мать обеспокоена, а отец демонстрирует одобрение, это может вызвать тревогу у ребенка, вплоть до появления разных тревожных действий: ступора и дезориентации, отказа от действия, сосание пальца, покачивания тела для самоуспокоения.

Кроме непосредственных реакций, родители обучают детей необходимым культурным и социальным навыкам, включая их в социальное взаимодействие, хотя бы на правах второстепенного участника. Двухлетний ребенок может, например, присутствовать за столом на семейном обеде. Он будет пробовать взрослую еду, наблюдать за их общением, по мере возможности включаться в него. Также родители могут приглашать ребенка участвовать в своих делах, где он будет «помогать» и подражать взрослым.

Эмпатия, сочувствие и умение представлять себе состояние и мотивы других людей также формируются на основе опыта социального взаимодействия ребенка, реакций взрослых на его трудности, страхи, гнев. Принимая переживания ребенка, признавая их важность и мягко корректируя способы проявления чувств, родители обучают детей регулировать свое поведение и понимать, что происходит с другими. Ребенку нужно получать достаточно объяснений по поводу происходящего с другими людьми, их чувств и причин случившегося.

Автономия и дисциплина

Автономия и дисциплина

На втором году жизни ребенок переживает очередной возрастной кризис. Его потребность в автономии и самостоятельности растет, а зависимость от взрослых сохраняется. Его возможности по-прежнему сильно ограничены. Родители задают систему правил и границ в ответ на внутренний конфликт ребенка. Крайними позициями становятся:

  • родительское бессилие создать какие-то рамки поведению ребенка;

  • слишком строгая система правил и ограничений, исключающая самостоятельность и спонтанные проявления ребенка.

Конечно, такие крайние реакции обусловлены чаще всего родительской тревогой. Страх нарушить способность ребенка к творчеству приводит к проблемам установления границ. Либо родители боятся «испортить» ребенка, стыдятся его непосредственных детских проявлений.

Страх нарушить способность ребенка

Конечно, найти баланс — сложная задача родительства, и решение всегда индивидуально. Образ «идеального» ребенка зависит от культуры и правил социума. Ожидания от детей в возрасте 2 лет также различаются. Но основные критерии экологичного воспитания совпадают:

  1. Возможность получения обратной связи от родителей на поступки ребенка, включающей как похвалу, так и мягкую критику. Объектом критики должно быть поведение ребенка, а не его личность.

  2. Ограничения не должны выходить за рамки здравого смысла и должны учитывать потребность детей в безопасности, независимости и творческой активности. Конечно, не в ущерб другим людям (и самим родителям в том числе).

Одним из ярких примеров формирования родителями правил поведения является приучение к туалету. Часто этот вопрос выделяют в отдельную проблемную сферу. Как раз к двум годам ребенка эта тема проявляется остро. Однако в вопросе приучения к туалету родители действуют обычно в той же системе ценностей и установок, что и в вопросах баланса между дисциплиной и самостоятельностью, разве что эмоционально тема «горшка» заряжена сильнее и может вызывать в родителях больше стыда и растерянности.

Развитие «Я» ребенка

Развитие «Я» ребенка

В младенчестве ребенок не отделяет себя от заботящегося о нем взрослого. Осознание своих физических границ приходит постепенно, путем исследования предметов и собственного тела. На раннем этапе развития слияние в паре «мать и ребенок» помогает матери распознавать потребности ребенка и удовлетворять их достаточно хорошо. Позже ребенок на собственном опыте понимает, что эмоционально он отделен от других людей. Его чувства и потребности отличаются от материнских.

К двум годам дети хорошо знают свою внешность, безошибочно узнают себя в зеркале, мысленно представляют свои действия перед тем, как их совершить. А еще они начинают представлять себя как часть социального мира. Например, знают, к какому полу относятся (хотя их все еще может смущать изменение внешних проявлений, на основе которых дети определяют пол — одежда, длина волос и пр.).

У мальчиков и девочек есть представление о том, какими физическими особенностями они обладают, что умеют делать хорошо, а что — плохо, что могут и что — нет. У двухлеток уже хорошо сформированы социальные чувства — гордости, стыда, вины и смущения.

Различия в воспитании мальчиков и девочек раннего возраста

Различия в воспитании мальчиков и девочек раннего возраста

Начиная с младенчества, взрослые по-разному воспринимают мальчиков и девочек. Родители поддерживают разное поведение детей разного пола, основываясь на представлениях о принятом в культуре поведении мужчин и женщин. Исследования говорят, что отцы проводят больше различий между мальчиками и девочками, чем матери. Родители поощряют в детях игры и поведение, соответствующие полу.

Дети первых трех лет жизни убеждены, что пол и приписанные к нему роли определяются во многом внешними признаками — одеждой, прической, профессией и т. п. После трех лет дети чаще и охотнее играют со сверстниками одного с собой пола и чаще выбирают игры, соответствующие гендерной роли (пожарные, полиция для мальчиков, школа, дочки-матери для девочек).

Одна из важнейших задач воспитания детей 2 года жизни состоит в том, чтобы сформировать гендерную идентификацию и социализацию ребенка, но не зафиксировать гендерные роли жестко. Негибкое распределение ролей на мужские и женские приводит к сложностям на всех этапах развития детей, вплоть до подросткового возраста.

Если детей обучают, что профессии, интересы и таланты делятся строго на мужские и женские, это приводит к проблемам между группами сверстников разного пола. Дети начинают считать более привилегированной свою половую группу и менее привилегированной — противоположную. Кроме того, это вносит ограничения в реализацию склонностей детей, если сфера их интереса лежит в области, определенной для другого пола.

Важно, чтобы дети понимали, что девочка в брюках, играющая с машинками и забирающаяся на деревья, остается девочкой, а мальчик, играющий с куклами и проявляющий интерес к эмоциям других детей, остается мальчиком.

Поддержка традиционно считающихся мужскими черт у девочек и традиционно женских — у мальчиков снижает тревогу, поддерживает способность к гибкой адаптации в социуме и профилактирует ряд проблем подросткового возраста.

Мальчиков важно поддерживать в проявлении чувств, умении говорить о своих переживаниях, поскольку запрет на проявление чувств часто приводит к развитию чрезмерной агрессивности у подростков. Кроме того, мальчику необходимо освоить умение выполнять бытовые задачи, чаще приписываемые к женской сфере труда, — это ведет к развитию самостоятельности и ответственности.

В воспитании девочек необходима поддержка проявлений конструктивной агрессии — через спорт, активные игры, интеллектуальные занятия и конкуренцию. Освоение девочкой разных гендерных ролей (при наличии устойчивой гендерной идентификации) помогает избежать подростковой депрессии, которой больше подвержены именно девочки.

Какие задачи воспитания детей 2 года жизни стоят перед взрослыми?

Какие задачи воспитания детей 2 года жизни стоят перед взрослыми?

  1. Реагировать ясно и последовательно на поведение, успехи и неудачи. Ориентироваться на оценку поступков ребенка, а не обсуждение его личности.

  2. Проявлять внимание и интерес к любознательности ребенка. Ограничивать ее только там, где возникает риск для жизни или здоровья самого ребенка или создания существенных проблем окружению.

  3. Выстраивать баланс между дисциплиной и автономией. Правила должны быть понятными, четкими, их не может быть много; свобода выбора и проявления внутри «границ» сохраняется.

  4. Включать ребенка по возможности в совместную деятельность со взрослыми. Давать возможность присутствовать, наблюдать, участвовать по мере сил.

  5. Объяснять ребенку понятным языком смысл происходящего как с ним, так и с окружающими (например, «дети поссорились, потому что оба хотели одну и ту же игрушку, они сейчас злятся»).

Надеемся, эта статья была вам полезна. Чтобы получать подобные материалы, подпишитесь на нашу рассылку. Она будет снабжать вас полезной и актуальной информацией не только во время беременности, но и в первые, самые сложные месяцы материнства.

Источники:

  1. Берк Л. Е. Развитие ребенка. СПб.: Питер, 2006.

  2. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. СПб.: Питер, 2012.

  3. Эльконин Д. Б. Детская психология. М: Издательский центр «Академия», 2007.

EmptyView

EmptyView

Loader Icon