- Что такое СДВГ и почему он возникает
- Признаки СДВГ у детей
- Как лечить СДВГ у детей и как помочь своему ребенку?
- Полезная информация для родителей детей с СДВГ
Содержание:
Последние годы все чаще в информационном пространстве встречается диагноз СДВГ. Что это такое на самом деле и можно ли его применять ко всем детям, про которых говорят, что «он гиперактивный», — разберемся вместе.
Что такое СДВГ и почему он возникает
Синдром дефицита внимания c гиперактивностью (СДВГ) является одним из наиболее распространенных расстройств развития детского возраста, которое выражается в трудностях с концентрацией внимания, повышенной двигательной активностью и может серьезно повлиять на успеваемость детей и их социальные взаимодействия.
Если вам не нравится поведение ребенка, это не обязательно СДВГ. Могут быть и другие причины:
В настоящее время выделяют несколько типов этого нарушения:
-
синдром дефицита внимания без гиперактивности;
-
синдром гиперактивности без дефицита внимания;
-
сочетание дефицита внимания и гиперактивности.
По последним данным, примерно 7% детей школьного возраста страдают СДВГ. У мальчиков, как правило, в два раза чаще наблюдается это состояние.
Не существует точного ответа, почему это расстройство встречается у детей. Есть данные, что целый ряд причин мог повлиять на развитие СДВГ у ребенка.
-
Анатомо-функциональные особенности мозга. Есть данные, что у детей с СДВГ зоны мозга, отвечающие за самоконтроль и внимание, имеют более низкий уровень активности, чем у других людей. Кроме того, ряд ученых объясняют проявления этого расстройства тем, что в головном мозге нарушен баланс между определенными нейромедиаторами — химическими веществами, которые передают информацию от одних клеток мозга к другим.
-
Генетическая предрасположенность. Если у родителей есть синдром дефицита внимания с гиперактивностью (или другой тип этого нарушения), то на 25% выше шансы, что их ребенок также будет иметь данное расстройство развития.
-
Недоношенность. У детей, рожденных раньше срока, выше шансы к развитию СДВГ.
-
Прием алкоголя, наркотиков, курение в разы повышает риски развития СДВГ.
-
В редких случаях токсическое влияние некоторых факторов среды может приводить к формированию СДВГ.
Ваш надежный помощник в уходе за малышом — трусики нового поколения Huggies Elite Soft. Они в два раза тоньше предыдущей модели, при этом впитывают на 20% больше и обеспечивают непревзойденную вентиляцию кожи!
Несмотря на то, что отсутствует единое мнение относительно возникновения этого расстройства, совершенно точно можно утверждать: на сегодняшний день нет доказательств того, что к формированию СДВГ приводит:
-
вакцинация;
-
пищевая аллергия;
-
пищевые добавки;
-
злоупотребление сахаром в рационе.
Признаки СДВГ у детей
Как можно заподозрить СДВГ у своего ребенка?
-
Ребенок легко отвлекается. Многие родители жалуются на то, что малыш практически никогда не заканчивает начатое дело и быстро переключается на что-то другое.
-
Снижена концентрация внимания. Ребенок может по несколько раз перечитывать две строки в книге, но суть понять ему будет очень сложно.
-
Импульсивность. Детям с СДВГ тяжело контролировать свое поведение и эмоции, нарушение правил и запретов — частая ситуация. Практически всегда для детей с СДВГ свойственны перепады настроения.
-
Трудно выполнять инструкции, особенно состоящие из нескольких задач. Ребенок быстро забывает, о чем его попросили.
-
Чрезмерная двигательная активность. Движения, как правило, хаотичные, резкие, бесцельные. Ребенку трудно усидеть на одном месте как дома, так и на занятиях в школе или детском саду.
-
Иногда это, напротив, очень спокойные дети, однако их внимание трудно сконцентрировать на чем-то. Про таких ребят говорят «витает в облаках».
Безусловно, тот или иной признак можно найти практически у каждого ребенка. Но при данном расстройстве у детей наблюдается их комбинация, наличие сразу нескольких признаков. Также важным критерием является возраст: диагноз СДВГ можно поставить только после 5–7 лет. До этого момента в силу незрелости нервной системы (и конкретно префронтальной коры головного мозга, которая отвечает за самоконтроль, внимание и мотивацию) практически все дети в той или иной мере имеют данные признаки.
В новом сезоне Школы родителей Huggies наш бессменный ведущий Алексей Бессмертный обсуждает с психологами, как избавиться от стрессов в семье. Смотрите сейчас!
Помимо этого, существуют диагностические критерии DSM-V (Diagnostic and Statistical Manual of mental disorders, fifth edition), на которые должны ориентироваться врачи при постановке диагноза.
Как лечить СДВГ у детей и как помочь своему ребенку?
Лечением СДВГ занимается целая команда: детский психиатр (или невролог), психолог, поведенческие терапевты, а наиболее эффективной стратегией при работе с детьми с СДВГ является комплексный подход. В чем он состоит:
-
выявление основных поведенческих трудностей и дефицитов у ребенка;
-
анализ всех видов активности ребенка для того, чтобы структурировать их и организовать в соответствии с потребностями малыша;
-
поведенческие вмешательства;
-
психообразование для родителей;
-
выявление и диагностика коморбидных (сопутствующих) состояний (тики, энурез, тревожность, головные боли и прочее);
-
медикаментозная терапия.
Необходимо четко понимать: СДВГ — это особенность развития и функционирования мозга. Его нельзя вылечить, но с ним можно научиться жить. Дети очень нуждаются в помощи со стороны окружающих их взрослых. Поэтому семья должна принимать максимальное участие в жизни ребенка, для того чтобы успешно адаптировать его к среде и помочь стать самостоятельным и независимым.
Чрезвычайно важным для детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью является наличие четкого распорядка дня. Ежедневная, строго соблюдаемая рутина является для ребенка, которому трудно концентрировать внимание, «маячком», который дарит чувство уверенности и стабильности.
Понимание особенностей развития поможет родителям вести взаимодействие с ребенком таким образом, чтобы не вызывать у него тревогу и вспышки гнева, а также агрессию и раздражительность у родителей. Например, зная, что ваш сын или дочь не могут выполнить поручение, состоящее из нескольких этапов (пойти на кухню, поставить чайник на плиту и принести стакан воды маме), родители могут делить просьбу на несколько этапов, чтобы ребенку было проще ее выполнить. Можно использовать систему визуального подкрепления (таблицы, плакаты, стикеры на стене), чтобы на виду всегда был алгоритм действий.
Особое внимание стоит уделить взаимодействию ребенка с коллективом — в классе или группе детского сада, а также со взрослыми там. Ребенок, имеющий трудности с вниманием, активностью, импульсивностью, может подвергаться насмешкам со стороны сверстников, притеснениям со стороны педагогов. Важно контролировать, как проходит коммуникация ребенка с другими участниками процесса. Постоянные замечания со стороны учителей, трудности с успеваемостью могут заметно отразиться на самооценке ребенка. Поэтому стоит интересоваться всем, что происходит с ребенком, следить за ним, его поведением, настроением, мыслями.
Медикаментозная терапия назначается только тогда, когда особенности поведения ребенка мешают как ему самому, так и окружающим. Единственным препаратом, применяемым непосредственно при СДВГ, является атомоксетин.
Это лекарственное средство, чья эффективность и безопасность доказана крупными международными исследованиями, используется во всем мире. Остальные группы лекарственных средств, которые нередко назначаются детям с СДВГ (например, ноотропные препараты, гомеопатия, фитотерапия), на сегодняшний день не имеют подтверждения своей эффективности.
Помимо атомоксетина, детям с СДВГ могут назначаться препараты, которые направлены на устранение сопутствующих состояний: противовоспалительные средства при головных болях, антидепрессанты и противотревожные препараты при депрессивно-тревожном расстройстве, лекарства для коррекции нарушений сна и т. д.
Но еще раз стоит проговорить: лекарства при СДВГ нацелены не на исцеление от этого расстройства, а на снижение проявления клинических признаков нарушения развития.
Полезные сервисы для мам и пап:
Полезная информация для родителей детей с СДВГ
Помимо помощи детям, страдающим СДВГ, помощь требуется и их родителям. Воспитание ребенка, имеющего те или иные особенности в развитии, требует больше сил, терпения и вовлеченности.
Трудности в коррекции поведения, сложности в обучении, медленное получение результатов от вкладываемых усилий, непонимание окружающими особенностей ребенка зачастую накладывают отпечаток на эмоциональное состояние взрослых. Поэтому многим родителям требуется поддержка, помощь специалистов для того, чтобы справиться с грузом ежедневных задач.
Получение достоверной информации относительно диагноза, причин его возникновения и коррекции очень важно для родителей. Сегодня на просторах интернета можно найти много данных о СДВГ — правда, качество источников не всегда проверяется.
Большое число специалистов из разных сфер обещают «вылечить» ребенка самыми разными методами, в том числе диетами, биологически активными добавками к пище (БАДами), физиопроцедурами и прочими иногда совершенно ненаучными методами.
Именно поэтому психообразование, группы поддержки, тренинги для родителей являются важной частью терапии СДВГ, чтобы сохранить время и ресурсы семьи. Ведь понимание природы этого состояния, механизмов возникновения и путей коррекции снижает уровень тревожности и избавляет от чувства вины мам и пап («Это я виноват(а), что он такой, потому что мало уделял(а) внимания ему», «Как же он будет во взрослой жизни!» и т. д.).
Существует большое количество книг и интернет-ресурсов для семей, где растут дети с СДВГ. Вот лишь малая часть из них:
Книги:
-
Ирина Лукьянова «Экстремальное материнство. Счастливая жизнь с трудным ребенком».
-
Екатерина Мурашова «Дети-тюфяки и дети-катастрофы».
-
Эдвард Хэлловэлл, Джон Рэйти «Почему я отвлекаюсь».
В завершение хотелось бы еще раз сказать, что синдром дефицита внимания и гиперактивности — это не болезнь, от которой можно выпить таблетку, а поведение детей — не способ насолить родителям или разозлить их. Дети с СДВГ не могут вести себя иначе, и они точно ничего не делают «на зло» взрослым. Понимание и принятие особенностей функционирования их мозга помогает выстроить успешную стратегию в обучении и жизни с детьми с СДВГ.