- Для чего нужна сказкотерапия?
- Методы и средства сказкотерапии
- Виды терапевтических сказок
- Как проводится сказкотерапия для детей?
- Занятия по сказкотерапии — где искать и какими они бывают?
Содержание:
Сказка служит инструментом для передачи смыслов, обучения, сохранения знаний и переживания сложных чувств. Если раньше этим инструментом пользовались люди всех возрастов, то сейчас сказка скорее считается чем-то, связанным с детством. Родители читают и рассказывают детям сказки, дети придумывают волшебные истории сами для себя или в компании сверстников. Они проживают эти истории в игре, рисовании, развитии сюжетов мультфильмов или компьютерных игр.
Терапия сказкой для детей — это один из видов психологической помощи. Взаимодействие со сказкой органично для любого ребенка, вызывает интерес и эмоциональный отклик. Методы сказкотерапии позволяют мягко воздействовать на психику ребенка. Работа строится на сюжете, подобранном индивидуально, с учетом сложностей ребенка и запроса родителей.
Для чего нужна сказкотерапия?
С помощью сказки ребенок погружается в мир, где он может ассоциировать себя с персонажем, в то же время оставаясь в безопасности. Дистанция, которая сохраняется между главным героем истории и слушателем, помогает не только соприкоснуться с чувствами, но одновременно увидеть происходящее со стороны. Ребенку удается понять, что можно сделать иначе, придумать, как справляться с возникающими препятствиями.
Здесь мы рассказываем о похожем методе — арт-терапии, а также даем советы, как правильно выбирать книжки для ребенка и читать их вместе:
Коррекции сказкотерапией поддаются самые разные нарушения поведения, развития и даже травмы детского возраста:
-
сложности прохождения конфликтов, защиты себя;
-
страхи, фобии;
-
переживание собственной неуспешности;
-
чувство непохожести, отличия от других из-за личностных особенностей или заболеваний;
-
трудности понимания способов взаимодействия между людьми: как они дружат, как ссорятся, как помогают друг другу;
-
нарушения развития речи;
-
повышенная агрессивность, конфликтность, импульсивность реакций;
-
и многое другое.
Сказка — это общий язык, понятный детям и взрослым. Выдуманные истории помогают сохранять чувство безопасности, даже если речь идет о серьезно затрагивающих ребенка вопросах и проблемах. Кроме того, дети — постоянные жители мира фантазий. Им не нужно совершать дополнительных усилий, чтобы принять сказочную реальность. Если в сказочной истории взрослый сопровождает ребенка — то и в реальной жизни ребенок привыкает обращаться за помощью.
Методы и средства сказкотерапии
К методам сказкотерапии относят:
-
Рассказывание сказки.
-
Совместное сочинение сказки. Участниками совместного сказкотворчества могут быть сказкотерапевт и ребенок, дети в группе, вся семья. Сочинение сказки может происходить с опорой на картинки сказочного сюжета или метафорические карты, подобранные случайным образом.
-
Рисование сказки.
-
Изготовление кукол для сказочного сюжета.
-
Постановка сказки в виде действия с участием игрушек или любых предметов либо группой детей в виде ролевой игры.
Еще один метод сказкотерапии — обучение родителей созданию историй для их детей. Помимо составления сюжетов для решения текущих вопросов, родители осваивают умение сочинения сказок всей семьей, что позволяет увидеть имеющиеся скрытые конфликты, недопонимания и научиться их корректировать.
Обсуждаем психологию малышей в новом сезоне Школы родителей Huggies с нашим бессменным ведущим Алексеем Бессмертным. Смотрите сейчас!
Технически средства сказкотерапии помогают развитию речи, коррекции мелкой и крупной моторики. Мелкая моторика развивается в процессе изготовления кукол, выстраивания сказочного мира в песочнице, рисования. А крупная — в театральных постановках.
Виды терапевтических сказок
Терапевтические сказки делят условно на воспитательные и психологические. Воспитательные направлены на формирование новых навыков с помощью ассоциирования ребенком себя с персонажами, поиск решения конфликтных ситуаций, коррекции поведения. Психологическая сказкотерапия помогает справляться с травматическими ситуациями. Это потеря близкого человека, существенные изменения в жизни семьи, такие как переезд, развод родителей, смена садика/школы и т. п. Также существуют художественные сказки, в которых используются общие сюжеты, они реже адаптируются под конкретного ребенка. Их используют в качестве поддерживающей терапии, для установления контакта между рассказчиком и слушателем.
Кроме того, сказки служат для диагностики. Достаточно вспомнить, какая история была любимой у человека в детстве. Это помогает многое узнать о предпочитаемых стратегиях взаимодействия с другими людьми. А еще — о представлении о себе и ведущих ценностях. Дети в разных ситуациях могут выбирать сюжеты разного типа, этот выбор может многое рассказать родителям об актуальном состоянии ребенка.
Как проводится сказкотерапия для детей?
Специалист или родители, знакомые с методом сказкотерапии, могут использовать как готовые рассказы, так и сочинить сказку специально для конкретного ребенка с учетом задач терапии.
Использование сказкотерапии требует учета личностных особенностей ребенка. Одна и та же история для кого-то может оказаться слишком трагической и пугающей. Ребенок будет так захвачен переживаниями, что не сможет сохранить необходимую для терапии дистанцию с персонажем. А для другого слушателя все это окажется вполне переносимым.
Ваш надежный помощник в уходе за малышом — трусики нового поколения Huggies Elite Soft. Они в два раза тоньше предыдущей модели, при этом впитывают на 20% больше и обеспечивают непревзойденную вентиляцию кожи!
С некоторыми запросами сказкотерапия не может помочь. Например, когда взрослые ставят задачу развить в ребенке качества, ему не свойственные. Так, из задумчивого фантазирующего дошкольника, не склонного к активному общению в компании, родители могут мечтать вырастить яркого экстраверта с лидерскими качествами. Тут коррекция сказкотерапией бессмысленна, да и, вероятно, никакие средства не смогут быть корректно применены для решения нереальной задачи.
Обязательные элементы психологической сказкотерапии:
-
эмоциональный контакт — ребенок должен видеть глаза, мимику и жестикуляцию рассказчика;
-
сказочная ситуация должна предполагать несколько решений, быть открытой;
-
рассказчик должен быть внимателен к эмоциональному состоянию слушателя, уметь регулировать историю с учетом происходящего.
Занятия по сказкотерапии — где искать и какими они бывают?
Детские психологические центры, детские сады, частные школы предлагают различные форматы психологических групп и коррекционных занятий, включающих средства сказкотерапии. Совместное чтение сказок, обсуждение или разыгрывание сказочных сюжетов в детском саду — это элементы сказкотерапии для дошкольников. Родители, читающие детям сказки на ночь, заинтересованно обсуждающие просмотренные вместе фильмы, занимаются сказкотерапией в ее наиболее мягком формате. Однако в случае тяжелых переживаний ребенка работу в формате сказкотерапии лучше вести со специалистом-сказкотерапевтом.
Полезные сервисы для мам и пап:
Существуют обучающие тренинги для взрослых, которые помогают научиться создавать сказки для своих детей и всей семьи. Такое обучение не требует специальной подготовки — только разрешение себе фантазировать и играть.
Занятия для дошкольников проводятся в форме индивидуальных встреч, если нужна коррекция сказкотерапией определенных сложностей. Групповая сказкотерапия будет играть поддерживающую роль, а также поможет улучшить речь малышей. В педагогической практике сказкотерапия развития речи применяется вообще довольно широко. Она формирует умение концентрировать внимание на тексте, способность связно и последовательно пересказать услышанное. Поскольку сказка всегда создает эмоциональный отклик, она стимулирует процессы сохранения сюжета в краткосрочной и долгосрочной памяти. Даже если по возрасту ребенок пока не овладел произвольным запоминанием. Закрепление запоминания и способности воспроизводить историю происходит также благодаря рисованию или совместному с детьми разыгрыванию сказки с игрушками.
Для младших школьников проводят групповые занятия, но чем младше дети — тем меньше должна быть группа. Подростки, в силу возраста, чаще скептически относятся к использованию сказкотерапии. Однако и для них сказкотерапия как совместное групповое творчество или театральная постановка будет полезна.