- Описание психотипов с опорой на поведение и ведущие эмоции
- Как узнать психотип ребенка?
- Что делать с результатом теста на определение психотипа ребенка?
- Могут ли все дети быть совершенно не похожи на отца?
- Какие гены ответственны за внешний вид ребенка?
- Наследуются ли от родителей черты характера?
- Можно ли давать детям морепродукты?
Содержание:
Психотип (психологический тип) — это совокупность психологических черт и особенностей поведения, описывающих узнаваемый тип человека. Описание психотипов может быть полезно для категоризации различных типов характеров и улучшения взаимодействия с носителями этих характеров в специализированной среде (обучение, командная работа и пр.).
Важно понимать, что, как и любая упрощающая модель, описания психотипов детей дают набор общих портретов, а каждая личность индивидуальна и полностью совпасть с моделью не может.
Существует множество способов классификации психотипов исходя из биологических характеристик (темперамент, строение тела), каналов восприятия, поведенческих паттернов и базовых эмоций и пр. По темпераменту можно выделить 4 типа: холерики, сангвиники, флегматики и меланхолики. По ведущим каналам восприятия — 3 основных типа: аудиалы, визуалы, кинестетики. По степени общительности — экстраверты и интроверты.
Понимание, какой вариант в каждой из этих типизаций лучше описывает конкретного ребенка, помогает подобрать наиболее эффективный способ взаимодействия с ним. Да и способ представления информации в обучении воспитателям и педагогам будет проще подобрать с опорой на психотип. Однако родители, в отличие от педагогов, часто заинтересованы в более подробном определении психотипа ребенка, поскольку стремятся развивать и поддерживать сильные стороны его личности.
Тип личности ребенка формируется по мере его роста, развития и обучения. К 13 годам личность ребенка почти оформлена, и можно с большей уверенностью говорить о том, к какому психотипу ее можно отнести. Психотипы детей дошкольного возраста с полной уверенностью определить сложно, но можно замечать отдельные ведущие черты и помогать ребенку развивать их наилучшим образом.
Описание психотипов с опорой на поведение и ведущие эмоции
Одной из наиболее подробных типизаций является система психотипов, основанная на наиболее выраженных чертах личности и характера (акцентуациях).
Демонстративный тип
Артистичный, общительный, обаятельный ребенок. В погоне за признанием может дойти до авантюризма, выдумает удивительные истории о себе и заставит в них поверить всех вокруг. Настроение легко меняется, от горя до счастья, и не сомневайтесь, что все переживания будут отреагированы очень заметно для окружающих. Способен увлечь окружающих неординарностью мышления и поступков и благодаря этому занять исключительное положение. Врет легко и вдохновенно, поскольку большой разницы между ложью и фантазией не видит, а реальное положение вещей успешно вытесняет из памяти. Крайне нуждается в похвале и признании, быть незамеченным для него — самое трудное.
Для того чтобы направлять в нужную сторону, необходимо хвалить и отмечать реальные достижения, а нежелательное поведение чрезмерным вниманием не поддерживать.
Застревающий тип
Умеренно общительный, чувствительный и честолюбивый ребенок. Часто страдает от мнимой несправедливости по отношению к нему, поэтому может быть подозрительным и недоверчивым, всегда готов дать отпор. Долго помнит обиды, часто становится инициатором конфликтов. Настойчиво отстаивает свои интересы, упорен в достижении своих целей, до занудства. Склонен к ярким эмоциональным вспышкам (обидчивость, ревность, возмущение), но, в отличие от демонстративного типа, застревает в эмоции и долго не может переключиться. В мышлении также склонен к негибкости, будет пытаться решить проблему снова и снова одним и тем же способом.
Такому ребенку необходимо время на переключение, не стоит его торопить. Важно поддерживать его верность своим целям, но одновременно учить пробовать разные способы ее достижения.
Педантичный тип
Долго переживает обиды и огорчения, однако в конфликты не вступает, в отличие от застревающего типа. Чаще пассивен, но остро реагирует на нарушения заведенного порядка. Такой ребенок склонен жестко следовать плану, аккуратен и усидчив. Часто сомневается в правильности выполненных действий, очень хочет добиться высокого качества своей работы. Лидерство другим уступает охотно, но будет предъявлять окружающим много требований формального характера, добиваясь порядка ради порядка, в мелочах.
Нуждается в стабильности и режиме дня, чтобы иметь силы на развитие и обучение. При этом некоторый дозированный объем новизны нужен ему, чтобы учиться справляться с изменениями.
Возбудимый тип
Импульсивный, вспыльчивый ребенок, которому очень трудно контролировать свое поведение. Легко отвлекается, не имеет устойчивой мотивации и всегда идет за сиюминутными желаниями. Долгосрочные цели для него труднодоступны, забывает о них в тот же момент, когда появился другой интерес. Может провоцировать конфликты и активно в них участвовать.
Для такого ребенка важны дисциплина и контроль, родителям необходимо брать на себя управление, особенно в моменты, когда ребенок охвачен импульсивным порывом. Важно искать мотивацию в ближайшем будущем и подкреплять достигнутые результаты сразу (пока не отвлекся на что-то другое).
Гипертимический тип
Подвижный, общительный, озорной и разговорчивый ребенок. Любит быть в компании, стремится в ней командовать, и это часто удается. Почти всегда в хорошем настроении, энергичный и деятельный. Вокруг деятельности часто создает много шума и веселья. Может спонтанно отклоняться от первоначальной темы и задачи, потому что «так интереснее». Стремится к самостоятельности, отстаивает ее вплоть до громких конфликтов. Если сталкивается с большим сопротивлением — реагирует яркими вспышками раздражительности и гнева. Плохо переносит монотонную деятельность, жесткую дисциплину. В одиночестве мается и не знает куда себя деть.
Нуждается в контроле, но рамки должны быть гибкими. Не стоит давить на такого ребенка в мелочах, любые ограничения нужно объяснять и проговаривать их смысл. Полезно поддерживать общительность, при этом учить замечать интересы и мнение других людей.
Дистимический тип
Серьезный, медлительный ребенок. Самооценка часто снижена, пессимистично настроен относительно любых будущих перспектив. Такие дети немногословны и не особенно общительны, они скорее домоседы и индивидуалисты. При этом старательны, добросовестны и ценят тех, с кем дружат.
Необходимо помогать такому ребенку находить дружеские связи и не переживать о том, что их будет немного. Особенно важно его хвалить, поддерживать и учить находить хорошие моменты в прожитом дне.
Циклотимный тип
Ребенок, у которого регулярно и сильно меняется эмоциональное состояние. Про него в какие-то дни можно решить, что он относится к гипертимическому типу, а в какие-то — что к дистимическому. Самооценка меняется вместе с настроением: сегодня активен, деятелен и верит в успех, а завтра пессимистичен и уверен, что никогда ничего не добьется. Переключения состояния чаще всего случаются в ответ на внешние события и сопровождаются изменением манеры общения с другими людьми. Учатся неровно, упущения в знаниях наверстывают с трудом; это провоцирует отвращение к учебе и ухудшение эмоционального состояния.
Такой ребенок нуждается в поддержке в сложные моменты и ясных пошаговых инструкциях, когда запутался или растерялся. Важно учить уходить от глобализации («всегда/никогда») и помогать стабилизировать психологическое состояние через телесные действия (спорт, расслабление).
Тревожный тип
Тихий, «минорный», часто застенчивый ребенок. Избегает шумных игр и больших компаний, присматривается, прежде чем начать контактировать. Часто может проявлять неуверенность, подвержен возрастным страхам в большей степени, чем другие дети (страхи темноты, животных и т. п.).Трудно переживает любого рода проверки — экзамены, контрольные, публичные выступления. Очень чувствителен к недовольству взрослых, может расплакаться в ответ на замечание. Чувство ответственности и высокие требования к себе формируются у таких детей очень рано. Самоутверждается ребенок в тех сферах, где может показать свои способности и чувствует достаточную поддержку.
В конфликты вступает редко, даже если нападают — ему сложно защищать себя.
Такому ребенку необходимо чувствовать поддержку в конфликтных ситуациях, важно знать, что родители и близкие будут на его стороне. Важно помогать находить такие темы и сообщества, где ребенок сможет себя проявить и почувствовать себя успешным.
Экзальтированный тип
Такой ребенок способен прийти в восторг от небольшого радостного события и в полное отчаяние от печального. Он способен восхищаться тем, что у других детей не вызовет столь яркой реакции. Характерна для него разговорчивость, влюбчивость. Быстро привязывается к другим, сострадателен, порывист. Настроения могут быстро меняться. Часто спорит, но до открытых конфликтов противостояние доводит редко. Может впадать в панику, поскольку оценивает события всегда «слишком».
Нуждается в понимании и в «заземлении», когда происходят впечатляющие ребенка события. Обсуждение самого события, чувств ребенка и необходимых действий или решений в итоге поможет удержаться в реальности.
Эмотивный тип
Похож на экзальтированный тип, но проявления не настолько бурные. Это чувствительный и эмоциональный ребенок, может проявлять черты тревожности и боязливости. Одна из наиболее характерных черт — отзывчивость и умение сопереживать как радости, так и печали других людей. Часто проявляет готовность помогать, ухаживать за животными и растениями. Такой ребенок впечатлителен и остро реагирует на сцены опасности и насилия в фильмах, может долго и трудно их переживать. Вообще любые жизненные события воспринимает серьезнее, чем его сверстники. Редко конфликтует, обиды обычно носит в себе и не высказывает.
С такими детьми важно дозировать эмоциональный накал информации, не пытаться совестить и стыдить, если сделал что-то не так. Поддержка и возможность проговорить свои чувства поможет такому ребенку чувствовать себя увереннее.
Как узнать психотип ребенка?
Существует ряд тестов, направленных на определение типа личности ребенка. Такие опросники для дошкольников заполняют родители, школьники могут участвовать в опросе вместе с родителями, а подростки способны проходить тестирование самостоятельно. Тесты эти можно пройти в кабинете школьного или клинического психолога или воспользоваться онлайн-версией теста самостоятельно.
В определении психотипа ребенка ведущим является все же наблюдение, поэтому помимо ответов на вопросы, стоит учитывать и поведение ребенка в разных жизненных ситуациях.
Для определения типа личности по ведущему каналу восприятия можно предложить ребенку пофантазировать и рассказать, как он путешествует по волшебному лесу. Слушая рассказ, замечайте, какие слова чаще использует ребенок для описания: говорит ли он о том, что он слышит, что и как звучит (преимущественно аудиальный тип восприятия), что он видит, что и как выглядит (визуальный тип) или что он чувствует, какие текстуры и ощущения, запахи и движения присутствуют в его рассказе (кинестетический тип).
Чтобы понять, к какому поведенческому психотипу (из описанной выше десятки) относится ваш ребенок, можно воспользоваться детской или подростковой версией теста Леонгарда — Шмишека.
Что делать с результатом теста на определение психотипа ребенка?
Результат теста не определяет будущие успехи или неудачи вашего ребенка. Скорее, он является подсказкой, какой тип воспитания или обучения будет наиболее эффективен именно для вашей семьи, на что стоит обратить внимание, а чего делать не следует.
Представители каждого психотипа могут развивать свои сильные стороны и адаптироваться к разным жизненным коллизиям, а также могут научиться обходиться со своими условно слабыми сторонами.
Если вы заинтересовались и определили тип личности своего ребенка, то, возможно, вам стоит определить и свой психотип. Тогда вы сможете учесть ваши с ребенком совпадения и различия, чтобы легче обходиться с ними.