- Навыки ребенка в 3 года
- Как помогать своему ребенку развиваться
- Когда стоит обратиться к врачу
Содержание:
Наблюдать за трехлетним ребенком — особенное удовольствие: дети в этом возрасте начинают более связно говорить, рассказывать о том, что им интересно, играть в сюжетные игры, представлять, фантазировать! Их воображение не знает пределов!
Безусловно, каждый малыш развивается в своем темпе. Но знание опорных точек развития может помочь родителям вовремя заметить отклонения в какой-либо сфере и своевременно начать работать над ними. Поэтому сегодня мы поделимся, что должен уметь ребенок в три года, на что обратить особое внимание и когда следует прибегнуть к помощи специалистов.
В какие игры играть с трехлетним малышом? Какие игрушки ему покупать? Объясняет педиатр Алексей Бессмертный. Чтобы посмотреть видеоурок, войдите в свой аккаунт или зарегистрируйтесь в Школе родителей Huggies.
Навыки ребенка в 3 года
К трем годам ребенок совершенствует свои навыки в разных сферах, каждая из которых составляет гармоничное развитие.
Языковые и коммуникативные навыки
-
Выполняет сложные команды и инструкции, состоящие из 2–3 шагов, например «Надень пижаму и почисти зубы».
-
Ведет беседу, используя по 2–3 предложения за раз.
-
Знает, как использовать местоимения типа «я», «ты» и «мы», и знает некоторые слова во множественном числе, такие как «кошки» и «машины».
-
Называет друзей по имени.
-
Называет обычные предметы и понимает значение предлогов («в», «на» и «под»).
-
Называет имя, возраст и пол.
-
Произносит предложения из 3–4 слов.
-
Говорит достаточно четко, чтобы его обычно могли понять даже незнакомые люди.
Какой размер подгузников идеален для малыша? Сколько подгузников ему нужно на неделю? Когда переходить на следующий размер? Этот калькулятор даст вам все ответы.
Двигательное и физическое развитие
-
Хорошо лазает и бегает.
-
Прыгает и может подпрыгивать на одной ноге.
-
Крутит педали трехколесного велосипеда.
-
Поднимается и спускается по лестнице, ставя одну ногу на каждую ступеньку.
-
Может составлять фигурки из палочек и пользоваться ножницами.
Социальные навыки и эмоциональное развитие
-
Копирует то, что делают взрослые и друзья.
-
Одевается (хотя бы частично) и раздевается без посторонней помощи.
-
Понимает, что такое «мое», «его» и «ее».
-
Любит помогать с делами по дому.
-
Освоил горшок.
-
Открыто проявляет привязанность.
-
Проявляет беспокойство, когда расстроены близкие люди.
-
Проявляет широкий спектр чувств.
-
Играет по очереди с другими.
Иногда перед родителями встают вопросы, на которые никак не получается найти ответы. Спросите у миллиона наших подписчиц в рубрике «Мама спрашивает мам», ведь кто-то из них уже был в похожей ситуации и готов дать вам полезный совет.
Мышление и академические навыки
-
Рисует круг.
-
Собирает пазлы из 3–4 частей.
-
Знает, что значит «два».
-
Придумывает истории и играет понарошку с животными, куклами и людьми (сюжетная игра).
-
Называет некоторые цвета.
-
Завинчивает крышки банок и поворачивает дверные ручки.
-
Складывает более шести кубиков в башню.
-
Переворачивает страницы в книге по одной за раз.
-
Использует игрушки с рычагами, кнопками и движущимися частями.
Как помогать своему ребенку развиваться
Необязательно обзаводиться огромным количеством развивающих игрушек, посещать центры раннего развития и консультироваться с педагогами, чтобы помочь ребенку осваивать те или иные навыки. Есть много простых и доступных способов, способствующих развитию ребенка в домашних условиях.
Выделяйте достаточно времени для игр, в том числе для сюжетных. Основная ведущая деятельность для ребенка трех лет — игровая. Именно в это время ребенок осваивает основные навыки, соответствующие возрасту. Кроме того, свободная игра (та, которую ребенок сам выбирает) способствует развитию мышления, воображения и фантазии! Ни один дидактический материал не способен так «прокачать» этот навык у ребенка.
Чаще просите ребенка рассказать о том, что он видит вокруг, когда находится в машине или на улице. Сами рассказывайте о том, что происходит, комментируйте различные ситуации. Ребенок учится излагать свои мысли и строить суждения только благодаря диалогам со взрослыми людьми.
Контролируйте режим дня. Сон является базовой потребностью любого ребенка, обеспечивающей гармоничное развитие и рост малыша. Именно во время ночного сна вся информация, полученная за день, усваивается и откладывается в долгосрочную память.
Ваш малыш всегда хорошо спит или с этим бывают проблемы? Решить их поможет гайд по детскому сну, подготовленный нашими специалистами.
Поощряйте взаимодействие с другими детьми. Помогайте осваивать такие навыки, как играть чем-то по очереди, уступать; во время конфликтных ситуаций между детьми помогайте преодолевать их, комментируйте. Процесс социализации возможен только в присутствии заинтересованного взрослого, который научит малышей общаться эффективно.
Больше читайте, пересказывайте и комментируйте прочитанное. Благодаря книжкам можно здорово расширить словарный запас ребенка и обсудить различные ситуации, описанные в сказках.
Пойте вместе простые песни: это развивает память и фонематический слух ребенка.
Предложите такие занятия, как раскрашивание, рисование и художественное оформление с помощью цветных карандашей, бумаги, скотча, фломастеров и других принадлежностей. Дайте фантазии ребенка безграничную свободу!
Разговаривайте и слушайте своего ребенка — спрашивайте его о том, что происходило в течение дня с его друзьями, или о том, чем он занимался.
Контролируйте время, проведенное перед экранами. Строго оценивайте контент, который потребляет ваш ребенок. Чрезмерное увлечение телефонами и планшетами негативно сказывается на речевом развитии, а также на поведении, вызывая перевозбуждение у ребенка.
Когда стоит обратиться к врачу
Вполне естественно, если ребенок к трем годам не освоил все те пункты, о которых написано выше. Это лишь ориентир. Развитие ребенка всегда следует оценивать индивидуально. Однако существуют тревожные сигналы, которые должны обратить на себя внимание.
-
Ребенок не говорит.
-
Ребенок не обращается к родителям «мама» или «папа».
-
Не отзывается на имя.
-
Не выполняет простых просьб и команд.
-
Часто падает при ходьбе и испытывает проблемы с подъемом или спуском с лестницы.
-
Не умеет пользоваться столовыми приборами.
-
Не освоил горшок.
-
Нет сюжетной игры, игры однообразны и стереотипны.
-
Не может держать в руке ручку или карандаш, не может выполнить мелкую работу.
-
Утратил навыки, которые приобрел до этого.
Если вы заметили у своего ребенка хотя бы один признак, лучше проконсультироваться с лечащим врачом вашего малыша.