\
Как развивать речь у ребенка Как развивать речь у ребенка
До года иконка

Как развивать речь у ребенка

    Содержание:

  1. Этапы речевого развития
  2. Что влияет на развитие речи
  3. Как правильно развить речь у ребенка

Речь — один из важнейших компонентов нервно-психического развития ребенка: умение выражать свои мысли словами является основой для когнитивного становления, а также коммуникации с другими людьми. Большинство родителей заботит вопрос — когда их ребенок заговорит и как ему помочь сделать это быстрее. Сегодня подробно поговорим о том, как развивается речь, что влияет на этот процесс и могут ли родители помочь ребенку в этом вопросе.

Этапы речевого развития

Этапы речевого развития

Прежде чем услышать первые слова от ребенка, ему требуется пройти несколько стадий предречевого развития.

Самой первой голосовой реакцией является крик. Благодаря ему ребенок сигнализирует о любом дискомфорте, голоде, беспокойстве. У здоровых малышей крик звонкий, продолжительный. Со временем он начинает приобретать различные интонации.

Еще одной важной формой доречевой коммуникации являются эмоции. Ближе к трем месяцам можно наблюдать «комплекс оживления» — эмоциональную реакцию малыша на близких людей в форме улыбки, радостных звуков, движений и устремленного на взрослого взгляда.

Примерно в 2–3 месяца дети начинают гулить — издавать протяжные звуки «а-а-а-а», «у-у-у-у», «а-гу» и т. д. Интонация и громкость будут соответствовать эмоциональному настрою младенца. Может даже показаться, что с помощью этих звуков малыш что-то рассказывает взрослым.

Следующим этапом развития речи будет лепет. К 5–6 месяцам дети начинают воспроизводить отдельные слоги, подражая речи взрослых. «Ба-ба-ба», «ма-ма-ма», «па-па-па» — пока эти звуковые сочетания не несут смысла и не привязаны к людям или предметам, однако это важный шаг к становлению привычной для нас речи.

Получите купон на трусики с дополнительной скидкой 300р

Параллельно формируется пассивный словарный запас — ребенок начинает понимать обращенную к нему речь, сопоставлять сочетание звуков, которые он слышит, с предметом или человеком, которого он видит. Только имея хорошее понимание речи, малыш сможет начать разговаривать.

И только ближе к году можно услышать от ребенка первые слова. Они будут простыми в воспроизведении, односложными, но будут иметь только одно значение для ребенка. «Мама» — малыш будет говорить на маму, «бух» — когда что-то падает, «ням-ням» — если хочет кушать, и т. д.

Фразовая речь чаще всего появляется к концу второго года жизни. Фразы короткие, но соответствуют контексту ситуации. «Мама, на» («Мама, держи»), «Папа би-би» («Папа едет на машине»), «Дай ням» («Дай покушать») и прочее.

Постепенно совершенствуется звукопроизношение, слова становятся более сложными по структуре. Появляются род, число, падежи.

К трем годам дети начинают общаться со взрослыми и своими сверстниками короткими предложениями. Грамматические конструкции простые, но понятные для незнакомых людей.

Каждый этап важен для развития речи ребенка, и стоит внимательно относиться к срокам появления новых умений. Задержка одного из звеньев цепочки речевого развития может замедлить становление речи в целом. А кроме того, это может быть симптомом различных состояний. Поэтому лучше вовремя обратиться к врачу, чтобы исключить расстройства развития у своего ребенка.

Что влияет на развитие речи

Что влияет на развитие речи

Всегда интересно анализировать: один малыш уже в 2 года запросто поддерживает диалог, а другой — имеет всего 10 слов в лексиконе. Что же все-таки влияет на формирование речи у детей?

Состояние здоровья и физическое развитие

Логично, что ребенок, имеющий проблемы со здоровьем, может отставать в речевом развитии. Дети с различными нарушениями двигательной сферы, особенно затрагивающими артикуляционный аппарат (например, детский церебральный паралич), позже начнут говорить и будут испытывать трудности с произношением слов. Нарушение слуха будет мешать восприятию обращенной речи, а следовательно, в дальнейшем затруднять звуковоспроизведение.

Многие родители подозревают у своих малышей нарушения двигательной сферы, но часто все оказывается в полном порядке.

Как отличить норму от патологии? Рассказываем в новом сезоне Школы Huggies с участием врача-ортопеда.

Дети, которые часто болеют, могут иметь проблемы с речевым развитием, поскольку им не так часто приходится использовать речь для коммуникации с другими людьми (с родными людьми дети зачастую торопятся произносить новые слова, потому что их хорошо понимают и без этого). Сложности с овладением речью и языком могут наблюдаться у малышей с патологией сердечно-сосудистой системы, а также железодефицитом.

Любое нарушение развития (например, расстройство аутистического спектра), интеллектуальная недостаточность и прочие задержки в психическом развитии в большинстве случае сопровождаются теми или иными сложностями с развитием речи.

Окружение и среда, в которой живет ребенок

Окружение и среда, в которой живет ребенок

Общение со взрослыми и вовлеченное внимание являются основой гармоничного созревания любого малыша.

Огромное влияние на речевое развитие оказывает социум, в котором растет малыш. Проводились исследования, в которых изучалось развитие речи у детей, оставшихся без родителей. Было замечено, что сироты, усыновленные в приемные семьи, имеют лучшее языковое развитие, чем сироты, находящиеся в специальных учреждениях или приютах для сирот с неблагоприятной обстановкой. Воспитатели в детских учреждениях обычно говорят меньше и, следовательно, никогда не стимулируют детей к разговору или общению.

У детей, которые растут в семьях с более высоким социальным статусом, быстрее развиваются как экспрессивный, так и рецептивный компоненты речи.

Также влияние на речь оказывают взаимоотношения между членами семьи: когда ребенок растет в благоприятном психологическом климате, где родители хорошо ладят между собой и внимательны друг к другу (в том числе к ребенку), малыш не испытывает стресса, который может мешать созревать его нервной системе.

Пол

Существуют данные, что в общей популяции мальчики действительно начинают говорить позже девочек. На первом году жизни речевое развитие одинаковое у представителей обоих полов, а вот на втором году жизни становится заметна разница между мальчиками и девочками. Однако по прошествии времени навыки становятся схожими.

Наследственность

Наследственность

По мнению ученых, генетическая предрасположенность к освоению речи и языка все же есть. И да, если кто-то из родителей заговорил позже, чем другие дети, у ребенка есть все шансы также несколько отстать в речевом развитии. Однако, если родители отмечают отставание в темпах освоения речи, лучше проконсультироваться со специалистом, чтобы подтвердить лишь временные нарушения, которые пройдут с возрастом.

Билингвизм

По сей день ученые ведут споры относительно того, влияет ли билингвальная среда на темпы речевого развития или нет. Ряд ученых утверждают: когда в семье родители говорят на двух языках, это может замедлить освоение лексикона и грамматических структур, поскольку малыш будет просто путаться в словах и выражениях.

Другие исследователи приводят данные, что, если ребенок слышит с самого рождения речь на разных языках, потенциал развивающегося мозга запросто справится с этой задачей, и малыш будет развивать свою речь без каких-либо проблем, причем на двух языках сразу. В итоге исследователи все чаще приходят к мнению, что двуязычие может стать проблемой в том случае, если изначально есть предрасположенность к темповым задержкам развития речи.

Как правильно развить речь у ребенка

Как правильно развить речь у ребенка

Заблуждением будет думать, что для развития речи и языка ребенку требуются специальные занятия или особенные игры, посещение дополнительных кружков и секций. В норме малышу для гармоничного развития нужны любящие его взрослые, которые будут каждый день окружать кроху, а также богатая лингвистическая среда.

Первое и основное правило для развития речи — с ребенком нужно говорить: четко, понятно и доступно. Не нужно «сюсюкаться», искажать слова, делая их более «детскими». Комментируйте свои действия, рассказывайте, что происходит вокруг. Для того чтобы ребенок заговорил, он должен иметь большой пассивный словарный запас, то есть понимать слова и знать, что они обозначают. А откуда их узнавать, если вокруг все молчат?

Основная задача речи и языка — коммуникация, то есть общение с другими людьми. Соответственно, ребенку важно иметь достаточный опыт общения с другими, чтобы понимать — зачем вообще речь.

Не стоит надеяться на мультфильмы и гаджеты, которые якобы нацелены на развитие ребенка. Речь, сказанная с экрана, никогда не заменит речь, произнесенную другим человеком. Да, порой при длительном просмотре мультфильмов ребенок запоминает какие-то слова и даже воспроизводит их, но контекст может страдать. Да и за время, которое было проведено перед экраном, можно было выучить гораздо больше слов в реальной жизни.

Помимо всего прочего, когда ребенок слишком много речи слышит с экрана или она звучит фоном, пока малыш параллельно занимается своими делами, теряется навык разбирать слова, произнесенные взрослыми.

Чтение книг — отличный способ пополнять словарный запас ребенка. Правда, можно не перечитывать все, что написано на странице. Можно пересказать своими словами и сделать акцент на картинках, чтобы у малыша формировалась связь между образом и словом. Кроме того, чтение книг помогает развивать связную речь ребенка.

Совместные игры вне зависимости от того, что это — кубики, конструктор или любые сюжетные игры, — при условии того, что вы комментируете свои действия, способствуют развитию мышления и речи.

То, как помочь ребенку начать говорить, во многом будет зависеть от возраста крохи. В год мы развиваем речь путем повторения простых слов («мама», «на», «бух»), наречий («туда», «сюда») и простых глаголов («дай», «иди», «неси»). В 2 года основной задачей будет научить малыша строить несложные фразы, а в 3 года — простые предложения.

В воспитании ребенка всегда нужно помнить, что каждый малыш — индивидуальность, и темпы его развития будут отличаться от других детей. Но если материнское сердце беспокоится и подсказывает, что развитие протекает несколько иначе от того, что вы ожидали, или помимо проблем с речью имеют место нарушения поведения, лучше обратиться к детскому неврологу или логопеду, чтобы развеять все сомнения или построить индивидуальный маршрут помощи.

Надеемся, эта статья была вам полезна. Чтобы получать подобные материалы, подпишитесь на нашу рассылку. Она будет снабжать вас полезной и актуальной информацией не только во время беременности, но и в первые, самые сложные месяцы материнства.

Источники:

  1. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5962923/

  2. https://www.aafp.org/pubs/afp/issues/2011/0515/p1183.html

  3. https://www.healthdirect.gov.au/speech-development-in-children#:~:text=Between%206%20and%209%20months,into%20phrases%20or%20short%20sentences

  4. https://www.mayoclinic.org/healthy-lifestyle/infant-and-toddler-health/in-depth/language-development/art-20045163

EmptyView

EmptyView