Как развивать речь у ребенка Как развивать речь у ребенка
До года иконка

Как развивать речь у ребенка

    Содержание:

  1. Как формируется речь ребенка от рождения до 3 лет
  2. Факторы, от которых зависит развитие речи
  3. Что может помешать ребенку заговорить?
  4. Как помочь ребенку заговорить
  5. Когда нужно обращаться к специалистам

Речь — это один из ключевых навыков, который формируется у ребенка в детстве. Именно благодаря речи большинство из нас общаются, обмениваются информацией, познают этот мир. Кроме всего прочего, благодаря речи детям проще рассказать о своих эмоциях, а значит, контролировать себя и окружающую обстановку. Поэтому так важно, чтобы речевое развитие соответствовало возрасту ребенка. У каждого возраста свои задачи, и речь помогает их выполнять.

Как формируется речь ребенка от рождения до 3 лет

Как формируется речь ребенка от рождения до 3 лет

Процесс формирования речи начинается задолго до того, как родители слышат первые слова у ребенка.

На первом году жизни ребенок проживает довербальный период своего речевого развития. Он учится реагировать на голос взрослого, выделять его среди множества бытовых шумов, узнавать среди разных голосов голос мамы.

В самом начале, в 1–2 месяца, малыш учится интонировать крики, то есть звуками обозначать, когда он доволен, а когда голоден или испытывает дискомфорт. Позднее дети начинают гулить — произносить звуки с разной интонацией в ответ на голос близких, эмоционально окрашивать их, будто разговаривая со взрослым.

Дальше, к 5–6 месяцам, появляется лепет. Лепет представляет собой отдельные слоги, которые могут повторяться и имитировать речь взрослых. Именно слыша лепет, родителям кажется, что в 6–7 месяцев ребенок впервые четко произнес слово «мама», хотя наверняка он просто повторял за родителями звуки, не вкладывая в них конкретный смысл.

Какой размер подгузников идеален для малыша? Сколько подгузников ему нужно на неделю? Когда переходить на следующий размер? Этот калькулятор даст вам все ответы.

А вот к 9 месяцам — 1 году ребенок вполне может произносить лепетные слова — простые по звучанию, состоящие из одинаковых или близких по звучанию слогов (ма-ма, би-би, ку-ка и т. д.). Одно и то же по звучанию слово может обозначать разные вещи в зависимости от ситуации. Тогда же появляется звукоподражание (гав-гав, ту-ту и др.).

Логопеды выделяют очень интересный период в речевом развитии ребенка — феномен «детской автономной речи». Наверняка многие взрослые слышали, как малыши активно что-то лепечут, изъясняются, но не на привычном слуху языке, а, как говорят, «на своем». Их детские слова имеют определенное значение. Порой малыши используют «обломки» слов (не «пить», а «пи»; не «дай», а «да»), иногда сильно искажают звучание «взрослых» слов («адиди» вместо «отойди»), а бывает, что придумывают свои эквиваленты слов («бибика» — «машина»).

Получите купон на трусики с дополнительной скидкой 300р

На втором году жизни от ребенка можно услышать первые слова, которые он использует для общения. Они могут быть искажены по звучанию, но нести для ребенка определенный смысл. Важно, что дети используют их произвольно, то есть целенаправленно (в отличие от лепета). Слова простые — «мама», «баба», «дай», «бам» и т. д. Если слова схожи по звучанию с теми, что используют родители, они закрепляются в первую очередь.

Ближе к двум годам в обиходе малыша появляются двусловные фразы: ребенок объединяет во фразы простые слова — «папа дай», «мама нет» (мамы нет дома) и т. д. Малыши манипулируют фразами во время игр, объясняют свои действия, проявляют большой интерес к речи окружающих их взрослых — прислушиваются к ней, стараются повторять. Именно на втором году жизни происходит рост активного словаря ребенка: у малышей появляется большое количество слов, которые они используют в соответствии с контекстом и ситуацией.

В 3–3,5 года дети начинают использовать грамматические конструкции: изменяют слова по числам, падежам, родам. В это же время дети начинают активно использовать речь для коммуникации со своими сверстниками.

Большие споры вызывают «нормы» по количеству слов, которые можно встретить в различных источниках. Например, некоторые логопеды утверждают, что к двум годам в активном словаре ребенка должно быть не менее 300 слов. На практике же очень маленький процент детей в 2–3 года активно использует такое количество слов, что еще раз подтверждает необходимость использовать более гибкие параметры «норм» и оценивать развитие каждого ребенка индивидуально.

Факторы, от которых зависит развитие речи

Что влияет на развитие речи

Среди факторов, которые можно отнести к ведущим в процессе формирования речи, следующие:

  • Течение беременности и родов у мамы. В первом триместре происходит закладка органов и систем, затем — дифференциация клеток и созревание структур головного мозга. Воздействие любых неблагоприятных факторов, нарушающих поступление кислорода к головному мозгу младенца (гипоксия во время беременности и в родах, асфиксии, внутриутробные инфекции, анемия во время беременности, хроническая никотиновая и алкогольная интоксикация плода и др.), может воздействовать на высшие психические функции (к коим относится речь) с разной степенью выраженности — от почти незаметных темповых задержек речи до тяжелого общего недоразвития речи.
  • Общее состояние здоровья ребенка. Дети, имеющие хронические заболевания (например, адено-тонзиллярную гипертрофию, врожденные пороки сердца, головного мозга, двигательные нарушения и прочее), могут иметь те или иные нарушения развития речи и языка в связи с основным заболеванием. Логично, что дети с нарушением слуха будут иметь трудности с развитием речи.
  • Многие родители подозревают у своих малышей нарушения двигательной сферы, но часто все оказывается в полном порядке.

    Как отличить норму от патологии? Рассказываем в новом сезоне Школы Huggies с участием врача-ортопеда.

  • Психическое развитие ребенка. Некоторые ментальные расстройства, такие как интеллектуальная недостаточность, расстройство аутистического спектра, синдром дефицита внимания с гиперактивностью, достаточно часто сочетаются с нарушениями развития речи.
  • Социальная среда, в которой живет ребенок. Большое значение имеет, в какой семье воспитывается ребенок, насколько вовлечены родители в процесс воспитания, как они общаются с ребенком.
  • Генетика. Существует статистика, что дети, воспитывающиеся в семьях, где кто-то из ближайших родственников имел речевые расстройства в детстве, достоверно чаще обращаются за логопедической помощью.

Что может помешать ребенку заговорить?

Что может помешать ребенку заговорить?

Говоря о речевом развитии ребенка, мы можем выделить две большие группы факторов, от которых будут зависеть темпы становления речи и ее качество.

Кем вырастет ваш малыш? Этот тест поможет заглянуть в будущее!

Нейробиологические факторы

  • Перинатальный анамнез. События, которые ребенок перенес внутриутробно (инфекции, тяжелый токсикоз у мамы, много- или маловодие, гипоксия, никотиновая интоксикация, резус-конфликт и пр.), а также в первые недели жизни (асфиксия в родах, внутрижелудочковые кровоизлияния, дыхательные расстройства, инфекции, хирургические вмешательства).

  • Наследственность (наличие близких родственников, имеющих речевые нарушения) и генетические синдромы, влияющие на психическое и речевое развитие.

  • Хронические заболевания, в том числе сопровождающиеся двигательными нарушениями.

  • Врожденные дефекты строения лицевого черепа.

  • Нарушения развития (аутизм, интеллектуальная недостаточность, диспраксия развития и т. д.).

Социально-педагогические факторы

Социально-педагогические факторы

  • Обедненная речевая среда вокруг ребенка либо наличие в ближайшем окружении малыша людей с нарушением речи и слуха.

  • Большое количество экранного времени для ребенка в первые годы жизни (в том числе в виде фонового сопровождения).

  • Модель взаимодействия с ребенком: обилие «сюсюканья», «языка няни», гиперопека (в виде отсутствия потребности к речи для получения желаемого).

  • Эмоциональная холодность по отношению к ребенку.

Как помочь ребенку заговорить

Как помочь ребенку заговорить

Помогать ребенку развивать речь можно еще до того момента, как появятся первые слова. И многое будет зависеть от того, как взаимодействовать с еще не говорящим или совсем мало говорящим малышом.

  • Говорите с ребенком медленно и четко. Ребенок должен хорошо слышать, что ему говорит взрослый. Старайтесь обращаться непосредственно к малышу, чтобы он видел вашу артикуляцию.

  • Подбирайте слова в соответствии с возрастом. Чем младше ребенок, тем проще должны быть слова и речевые конструкции.

  • Поощряйте любые попытки использовать речь для общения: эмоционально окрашивайте свои реплики, искренне радуйтесь любым звукам от малыша.

  • Наблюдайте, за чем наблюдает малыш, и постарайтесь называть лица и предметы, на которые он смотрит, чтобы формировать словарный запас ребенка.

  • Можно использовать прием «дополнение и развитие мысли». Суть вот в чем: слыша от ребенка отдельное слово, развивайте мысль. «Гав-гав. Собака гавкает, ах, как громко!» «Папа. Папа кушает обед, ам-ам-ам».

  • «Оречевляйте» простые действия. Когда бросаете мяч, при его приземлении проговаривайте: «Мячик падает бух» — и так каждый раз. Задача — вызвать подражание у ребенка.

  • Чаще задавайте вопросы: «Что/кто это?».

    Это побуждает ребенка к диалогу. Тренируйте речевые автоматизмы: «Это собака? Нет. Это кошка? Нет. Это уточка? Да!»
  • Не стоит выполнять просьбу ребенка, ориентируясь только на его взгляд (как бы хорошо вы ни знали своего ребенка). У малыша должна сохраняться мотивация к речи.

  • Чаще читайте вслух короткие детские стишки, потешки, пойте песенки. Детки любят заканчивать предложения за родителями, хорошо зная содержание. К примеру: «Идет бычок качается, вздыхает на...», «Жили у бабуси два веселых...»

Когда у малыша уже появился определенный запас, можно переходить к следующему этапу помощи в развитии речи.

  • Если ребенок говорит, но говорит мало и плохо, порой родителям просто необходимо выступать в роли «переводчиков» своих детей. Причина проста: когда ребенка не понимают, он начинает злиться и раздражаться, а отрицательные эмоции могут значительно снижать мотивацию к общению посредством речи.

  • В первое время дети могут испытывать трудности с подбором необходимого к контексту слова. Помочь справиться может выбор, который вы предоставите ребенку. Например: «Кто это так гавкает? Киса или собака?» Имея в арсенале способность подражать, малыш постарается повторить за взрослым.

  • В процессе общения можно использовать наводящие вопросы. Например, когда вы играете с ребенком, подкрепляйте действия вопросами. «Малыш, из чего будем строить дом? Из кубиков? А что нам привезет их? Грузовик? Куда он выгрузит кубики? Вот сюда?» и т. д. Только ответы должен предлагать ребенок.

  • Не используйте стратегию: «Повтори, что мама сказала!», «А ну-ка, скажи еще раз» или «Пока не скажешь, как это называется, — не дам!» У ребенка может сформироваться речевой негативизм, который очень сложно преодолевать в работе со специалистом.

Иногда перед родителями встают вопросы, на которые никак не получается найти ответы. Спросите у миллиона наших подписчиц в рубрике «Отвечает», ведь кто-то из них уже был в похожей ситуации и готов дать вам полезный совет.

Когда нужно обращаться к специалистам

Когда нужно обращаться к специалистам

Существуют так называемые «красные флаги» — признаки, которые должны насторожить родителей. В зависимости от возраста тревожные «звоночки» будут разные:

  • 12 месяцев: ребенок не лепечет, не разделяет внимание со взрослым (не приносит игрушки, не смотрит в глаза, не ждет реакции родителей на совершенное им действие), не отзывается на имя.

  • 15 месяцев: не использует как минимум три слова, однозначных по смыслу; не обращает внимания / не ищет взглядом минимум 5–10 предметов, которые в это время называет взрослый.

  • 18 месяцев: не имеет указательного жеста, не выполняет простые одноэтапные просьбы или команды, не говорит «мама» или «папа», обращенные к родителям.

  • 2 года: не показывает на картинки, которые его просят, не показывает части тела, не использует 20–30 слов.

  • 2,5 года: не реагирует на вопросы со стороны взрослых, не строит простые фразы из 2–3 слов.

  • 3 года: не выполняет 2—3-ступенчатые инструкции, не понимает речь на бытовом уровне, не использует около 200 слов, не называет предметы по имени.

Признаки, описанные выше, могут свидетельствовать не только об изолированной речи, но и о понимании речи и социально-коммуникативных проблемах ребенка. Поэтому, помимо консультации логопеда, может потребоваться осмотр невролога или детского психиатра.

Когда нужно обращаться к специалистам

Когда нужно обращаться к специалистам

Существуют так называемые «красные флаги» — признаки, которые должны насторожить родителей. В зависимости от возраста тревожные «звоночки» будут разные:

  • 12 месяцев: ребенок не лепечет, не разделяет внимание со взрослым (не приносит игрушки, не смотрит в глаза, не ждет реакции родителей на совершенное им действие), не отзывается на имя.

  • 15 месяцев: не использует как минимум три слова, однозначных по смыслу; не обращает внимания / не ищет взглядом минимум 5–10 предметов, которые в это время называет взрослый.

  • 18 месяцев: не имеет указательного жеста, не выполняет простые одноэтапные просьбы или команды, не говорит «мама» или «папа», обращенные к родителям.

  • 2 года: не показывает на картинки, которые его просят, не показывает части тела, не использует 20–30 слов.

  • 2,5 года: не реагирует на вопросы со стороны взрослых, не строит простые фразы из 2–3 слов.

  • 3 года: не выполняет 2—3-ступенчатые инструкции, не понимает речь на бытовом уровне, не использует около 200 слов, не называет предметы по имени.

Признаки, описанные выше, могут свидетельствовать не только об изолированной речи, но и о понимании речи и социально-коммуникативных проблемах ребенка. Поэтому, помимо консультации логопеда, может потребоваться осмотр невролога или детского психиатра.

Надеемся, эта статья была вам полезна. Чтобы получать подобные материалы, подпишитесь на нашу рассылку. Она будет снабжать вас полезной и актуальной информацией не только во время беременности, но и в первые, самые сложные месяцы материнства.

Источники:

  1. Speech and Language Delay in Children.

  2. Елена Янушко. «Помогите малышу заговорить: развитие речи 1–3 лет»

  3. An Assessment of Risk Factors of Delayed Speech and Language in Children: A Cross-Sectional Study — PMC.

EmptyView

EmptyView