Как понять, что ребенку нужны занятия с логопедом?

Отвечает

Huggies

Карина Петрова

Врач-педиатр, детский невролог и сертифицированный консультант по детскому сну

Обычно к логопеду обращаются, чтобы «поставить» звуки — всеми любимый «р», шипящие и свистящие, — когда ребенку исполняется четыре года. Но все чаще в родительском комьюнити можно услышать, что кто-то повел малыша к логопеду в два года, чтобы «запустить речь». Так как же правильно? Стоит ли ждать трех или четырех лет, чтобы обращаться за помощью? Давайте разберемся вместе.

  • Беспокойство и плаксивость

    Логопед — то педагог, который занимается диагностикой и коррекцией речевых нарушений.

Если говорить о работе с детьми, то задача специалиста — помочь ребенку:

1

овладеть правильной и понятной речью, чтобы общаться с другими людьми;

2

начать понимать и использовать письменную речь.

Чтобы разобраться, когда же стоит показать ребенка логопеду, нужно изучить нормы* речевого развития.

Возраст Формирование звуков Количество слов Части речи Уровень речевых навыков

0–1 год

а, о, у, м, б, п

0–10 слов

«Гулит» — с 2 месяцев; «лепечет» — с 6 месяцев; первые простые слова/слоговые цепочки — к 1 году

Использует простые существительные, понимает и выполняет простые просьбы

2–3 года

и, ы, у, ф, в, т, д, к, г, й, г, х

50–200 слов

Использует существительные и глаголы

Говорит фразами и простыми предложениями, понимает обращенную речь

3–4 года

с, з, ц (различаются по твердости и мягкости)

500–800 слов

Добавляются прилагательные, предлоги; использует местоимения

Строит предложения из 3–5 слов

4–5 лет

ж, ш, ч, щ

800–2000

Начинает использовать числительные и наречия

Говорит предложениями, способен составлять короткие рассказы из нескольких предложений

5–6 лет

Произносит все звуки, допускается нарушение произношения «р», «л»

Более 2000

Все части речи

Составляет короткие рассказы, способен подобрать рифму по звучанию, произвольно интонационно окрашивает речь

* Безусловно, любые «нормы» являются усредненными и условными показателями. Но благодаря им можно ориентировочно оценить уровень развития речи ребенка.

Ориентируясь на эту таблицу, проведите анализ речи вашего ребенка. Таким образом, можно предположить, что консультация логопеда необходима, если нарушены сроки появления речи или качество звукопроизношения отличается от возрастных норм.

   

Помимо звукопроизношения, речь ребенка может быть неполноценной из-за:

  • нарушения грамматического строя (например, «она пошел в магазин»);

  • скудного словарного запаса;

  • отсутствия связности слов.

!

Эти признаки являются показанием обратиться для диагностики к логопеду. Помимо этого, логопедическая помощь нужна детям с нарушением беглости речи в виде заикания или речевых запинок.

Иногда, помимо консультации логопеда, рекомендовано обращаться к неврологу или детскому психиатру для проведения дифференциальной диагностики изолированного нарушения развития речи или других нарушений психического развития. В зависимости от заключения врача будет определяться комплекс мер по коррекции проблем.

Например, если у ребенка двух лет в словарном запасе всего три слова («мама», «папа», «дай») и несколько звукоподражаний, но при этом есть понимание обращенной речи, хорошо налажено сотрудничество и нет признаков социально-коммуникативного расстройства, то занятий с логопедом будет достаточно.

  • Но в случае, если, помимо отсутствия активной речи, у ребенка будет также диагностировано сопутствующее нарушение в коммуникативной сфере, то, возможно, для начала ребенку потребуется работа с поведенческим аналитиком для формирования навыка сотрудничества, прежде чем начинать работу с логопедом.

    Беспокойство и плаксивость

Обращаясь к неврологу или психиатру, важно помнить, что таблеток или уколов для «запуска» или стимуляции речи не существует!

Итоги

Можно выделить несколько основных показаний к занятиям с логопедом:

  • 1

    отсутствие речи в два года;

  • 2

    нарушение звукопроизношения;

  • 3

    нарушение связности речи, скудный словарный запас;

  • 4

    нарушение беглости речи (заикание или речевые запинки).

Во всех этих случаях логопед будет одним из основных специалистов, который поможет ребенку наладить речь.